Если бы не события на Украине, то можно было бы с уверенностью сказать, что первый весенний месяц прошел для Казахстана в «штатном режиме». По крайней мере, каких-то явных проявлений внутриполитического кризиса, который пророчили Астане в послемайданный период некоторые эксперты, обнаружено не было.
Да, в Акорде крайне нервно реагировали на любые перипетии «крымской войны». И это понятно – кризис многовекторности, как способа самосохранения в современном мире, является для Казахстана тревожным симптомом. Если раньше у Акорды были все возможности для того, чтобы балансировать между различными центрами силы, не примыкая ни к одному из них, то теперь возможности для маневра сильно ограничены. А это значит, что недовольной может оказаться каждая из сторон – Украина - оценкой крымского референдума, а Россия – голосованием в Генеральной ассамблее ООН, где Казахстан в отличие от Минска и Еревана, всего лишь воздержался. Про Запад можно и не говорить.... В этой ситуации неизбежна проекция внешнеполитических перемен и на события внутри Казахстана.
Однако эти изменения пока не столь очевидны. С одной стороны, знаковым выглядит решение господина Тайжана об уходе из большой политики. Хотя, казалось бы, когда еще может проявить себя один из лидеров национал-патриотов, если не в такой критический для постсоветского пространства момент? Объяснения Тайжана о необходимости выбора между политикой и бизнесом, откровенно говоря, выглядят как-то не очень убедительно. Гораздо более рациональной кажется версия о том, что национал-патриотический проект в его прошлогодней версии начинает постепенно сворачиваться. И по ходу этого действа из дружной команды нацпатов выбывают ключевые игроки, которые, то ли в связи со сменой "главного тренера", то ли по каким-то другим причинам, оказались просто не востребованными в их антиевразийском и антироссийском качестве.
Это не означает, что антироссийские высказывания некоторых казахстанских СМИ постепенно сходят на нет. Напротив, четко определился пул изданий и не только оппозиционных, в которых политика России по отношению к Украине подвергается постоянной и достаточно жесткой критике. Однако при этом нет ощущения, что подобная кампания может вылиться в какие-то более организованные, масштабные формы, несмотря на все попытки созвать очередной курултай, симпозиум или съезд антиевразийцев. Все-таки, при всех громких декларациях сохраняется ощущение, что из проекта вынули батарейку энерджайзер. Что этому послужило причиной - пока не очевидно..
Если же говорить о других внутриполитических событиях, то обращает внимание фактическое отсутствие реальной дискуссии по теме новой национальной идеи. Вопрос о Патриотическом акте остается в центре внимания, но нет реальных подтверждений тому, что эта дискуссия действительно носит общенациональный характер.
Правила комментирования
comments powered by Disqus