Судя по поступающим из Узбекистана сигналам, после бурного периода, последовавшего за объявлением о введении новых ограничительных правил в сфере валютно-обменных операций, граждане начинают смиряться с ситуацией. Но неохотное принятие валютных правил не означает, что беспокойство населения по поводу экономических перспектив республики сходит на нет.
Вслед за введением с 1 февраля новых правил обменный курс национальной валюты, сума, начал совершать на черном рынке резкие скачки. Сначала он упал более чем на 10 процентов, а затем резко пошел вверх и вырос почти на 10 процентов больше своего прежнего сравнительно стабильного значения на черном рынке. В последние несколько дней курс черного рынка вроде бы стабилизировался, и теперь доллар торгуется в пределах 2 600 – 2 700 сумов, т.е. стоит примерно столько же, сколько и до 1 февраля. Официальный обменный курс Центробанка составляет 2 016 сумов за доллар.
К облегчению многих новые правила вроде бы не коснулись перевода денежных средств трудовых мигрантов из-за рубежа, составляющих значительную долю экономики республики. По оценке Международной организации труда, переводы в Узбекистан из России за первое полугодие 2012 года насчитывали 2,1 млрд долларов. По данным Госкомстата Узбекистана, ВВП страны за тот же период составил 41,7 трлн сумов (16 млрд долларов по курсу черного рынка). Это означает, что денежные переводы только из одной России составляют приблизительно 13 процентов объема ВВП, хотя независимые экономисты нередко отмечают, что к данным официальной статистики следует относиться скептически. Информации о притоке в страну денежных переводов сам Ташкент не обнародует.
Как поведали EurasiaNet.org источники, получающие денежные переводы от трудовых мигрантов из-за рубежа, у них не было проблем с получением долларов, переведенных в Узбекистан посредством банковского перевода или систем типа «Вестерн Юнион», такой как «Юнистрим».
Недавние меры, предпринятые государством в сфере регулирования хождения иностранной валюты, были восприняты некоторыми обозревателями как попытка защитить валютные резервы страны. По данным Госкомстата, в период между 2011 и 2012 годами положительное сальдо внешнеторгового баланса республики сократилось более чем на 50 процентов. Другие усмотрели в этом шаге попытку наступления на процветающий черный рынок.
Хотя торговцы черного рынка теперь не так открыто реализуют доллары и российские рубли, как они делали это прежде, их по-прежнему можно найти на привычных точках у рынков и в других оживленных местах, несмотря на возникшую в целом нервозность в связи с прокатившимися по Ташкенту в феврале арестами. Один торговец на центральном ташкентском Алайском базаре поступал хитро: вроде бы торговал яблоками с тележки, держа под боком большой черный мешок для мусора, набитый сумами.
Официально по новым правилам граждане Узбекистана могут теперь приобрести доллары или другую иностранную валюту, только имея при себе две банковские карты, на одной из которых должна иметься достаточная сумма в узбекской валюте для приобретения иностранной валюты (ограничение составляет сумму, эквивалентную 2 тысячам долларов в квартал), а другая карта должна быть валютной, системы MasterCard или Visa, которые выпускаются узбекскими банками за отдельную плату. Эти международные карты можно использовать лишь за рубежом или для электронных расчетов.
Теоретически эти новшества предоставляют гражданам Узбекистана больше возможностей для приобретения иностранной валюты. Прежде им редко предоставлялась возможность приобрести наличные легально, потому что торговцы черного рынка скупали имевшийся в банках ограниченный запас, который потом с наваром для себя перепродавали. Но неспособность граждан получить наличность по-прежнему представляет собой предмет для беспокойства, учитывая грабительские действия властей в сфере финансовых операций в прошлом.
По словам одного из служащих ташкентского «Капитал Банка», граждане Узбекистана, желающие приобрести иностранную валюту, должны обратиться с заявлением о выдаче им международной долларовой дебетовой карты, выпуск которой занимает два-три дня (одним из банков Узбекистана и только им). Затем они должны обратиться с этой «международной» картой и с картой в сумах (предназначенной исключительно для использования внутри страны) в отдел по обмену валют банка, осуществляющий валютно-обменные операции.
Служащий банка подтвердил, что эти валютные карты можно будет использовать лишь за рубежом или для совершения электронных покупок. За обе эти операции взимается солидный комиссионный банковский сбор. Частный «Капитал Банк» берет 5 процентов комиссии за операцию с картой и ограничивает размер снимаемых с карты средств суммой, эквивалентной 100 долларам в день. Аналогичные условия предлагают и другие банки, такие как государственный Национальный Банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана (НБУ) и частный банк «Ипак Йули».
Как показали расспросы в ряде отделений банков за пределами столицы, в отдаленных районах в отношении данного процесса имеется некоторая неразбериха. Как рассказал кассир одного из отделений НБУ в пригороде Ташкента, банк пока не располагает технической возможностью обеспечить выполнение новых правил, добавив, что валютно-обменный отдел в их отделении еще только предстоит открыть. Так что продажа иностранной валюты в некоторых региональных банках пока временно приостановлена.
Источник: eurasianet.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus