Контрреволюционеры опирались на русское кулачество, осевшее на богатых плодородных землях Иссык-Кульской котловины, Чуйской долины и в других местах. Кулаки имели свою организацию – «Союз крестьян». Киргизские и казахские баи, манапы и буржуазная интеллигенция объединились в контрреволюционную партию «Алаш»; городские мусульманские торговые элементы также создали антинародные союзы – «Шурои-Исламия», «Иттифоки».
Что именно представляли собой те кулаки, которые хозяйствовали в окрестностях озера Иссык-Куль, рассказывает Юра:
Юра.154 Отец Юры и его пятеро братьев и сестер осиротели, когда ему было 10 лет: его отец был поденщиком и погиб при перевозе контрабандистами опия из Китая. Семья жила в Липенке, но потом отец Юры пошел работать на кожевенный завод, принадлежавший сестре (тете Юры), вышедшей замуж за каракалпака. Обработка кожи производилась при помощи кислого молока, отрубей, без каких-либо химикатов. На этом заводе отец Юры проработал два года.
В селе Покровке жил еще дядя отца Юры, дядя Ваня, он взял его к себе и заботился о нем. Дядя дал мальчику за его работу жеребенка, но тот продал его и купил за эти деньги баян, сам научился на нем играть. Дядя с тетей не сердились, что он продал жеребенка и купил баян, ведь он потом мог играть на свадьбах и что-то заработать.
В хозяйстве дяди Вани было 2 коня, 2 коровы, 2 поросенка, 5–6 овец, куры и 2–3 га поля. Время для отдыха было только зимой. Когда отец Юры увидел, как коровьи шкуры валяются там во дворе, так он попробовал их обработать и продать сапожнику. Но, в конце концов, они сами научились шить обувь.
Владение таким имуществом в сочетании с другой мелкой предпринимательской деятельностью хватило для того, чтобы Иван был раскулачен.
Методы, которыми действовала советская власть, вызывали на многих местах восстания, например:
- в Дмитриевке, в Таласской долине (29.8.1918);
- в Беловодском – (6-28.12.1918) – см. с. 112;
- в Тюпе – Пржевальский уезд (26-30.6.1919);
- в Нарыне (5-22.11.1920).
Совершенно определенно можно сказать, что большевистская революция не была именно тем, чего нетерпеливо ждали и не могли дождаться граждане этой страны, только из перечня восстаний ясно, что продвижение новой власти не везде принималось с восторгом, ей оказывали сопротивление разные слои общества, не только представители «эксплуататорского класса». Поэтому коммунистическая партия Туркестана начала формировать свою собственную армию, послав туда служить около четверти своих членов.155
Кроме этих восстаний, на территории сегодняшнего южного Кыргызстана, входило в силу движение басмачей. Происходили не только отдельные восстания, там постепенно развилось и вошло в силу движение басмачей.
Басмачи
Возникновение советов на горной территории Средней Азии сопровождалось не только протестами национальных и общественно-политических объединений «Алаш Орда» или «Шураи-Ислам», именно тогда получило широкое распространение движение басмачей (тюрк. глагол «басмак» означает нападать; существительное «баскинджи» – нападающий).156
Басмаческое движение – это одна из самых значительных сил, активно сопротивлявшейся наступлению большевизма и установлению советской власти в послеоктябрьский период.
Причиной его возникновения стало внедрение большевистской теории и практики на территории Туркестана. Изменениям подверглись не только органы политического управления, но и все стороны жизни мусульманского общества. Поэтому во главе движения стояли местные феодалы, представители родоплеменных общин, крупные и мелкие землевладельцы, духовенство, торговцы, крестьяне.
Приход большевизма означал уничтожение или извращение всех существовавших в течение долгих тысячелетий правил и ценностей: советская революция была не только политической, экономической, а также и социальной. Здесь в течение всего своего периода существования коммунистическая идеология ставила на первое место задачу создания «советского человека».
Опорой для басмачей также становились и бывшие сторонники реформ, ранее поддерживавшие большевиков: мусульмане – джадидисты, пантюркисты, туркестанские националисты.157
Далее приводятся истории В.Хрипченко и К.Закирова, они показывают положение тех большевиков, которым пришлось воевать с басмачами:
В.Хрипченко.158 Во время октябрьской революции я служил в армии. Белогвардейские офицеры хотели использовать нас в борьбе против советской власти, но мы разгадали их, и большинство солдат ушло домой с оружием. И я уехал в Кызыл-Кию. В связи с теми большими событиями, происходившими в нашей стране, кызыл-кийские шахтеры стали необыкновенно активными. Уже с первых дней революции они поддержали большевиков, шахты были коллективизированы. Шахтеры на самом деле стали главной силой, которая противостояла врагам революции и поддерживала Красную Армию при уничтожении интервентов и внутренней контрреволюции.
В 1918 году вооруженный отряд наших шахтеров участвовал в боях против кокандских баев. После поражения так называемой «Кокандской автономии» приходилось воевать с бандами басмачей, которыми командовал заклятый враг советской власти, курбаши Мадамин-бек; их целью был захват Ферганской долины и шахт, а также остановка поставок топлива в Туркестан.
Шахтеры выполняли свой революционный долг - они и воевали, и добывали уголь. Шахта стала военным лагерем, где шахтеры изготавливали оружие. Наш отряд бил басмачей в Уч-Коргоне, Карауле, Кеклике, Кок-Джаре, Алмаз-Кишлаке…
Наши шахтеры воевали с басмачами до 1923 года. Вместе со всем советским народом шахтеры Киргизии защитили первое в мире государство рабочих и крестьян.
К.Закиров.159 «После поражения армии Колчака меня перевели на туркестанский фронт, в Джаркент160 и потом – в Коканд. Там я познакомился с тремя киргизами. Один из них, Осмонбеков, сказал мне: «Мы, киргизы, живем в горах. Наш народ очень мирный, но басмачи нам не дают покоя. Они убивают людей, угоняют скот. Из-за этого нам пришлось создать свою собственную милицию. Я был командиром нашего добровольного отряда, а эти два товарища – командирами рот. Мы приехали в Коканд за оружием, но наши добровольцы не умели обращаться с оружием. Поэтому мы просим, чтобы вы приехали к нам». Я ответил: «Если меня партия пошлет, то я поеду».
Осенью 1921 года, получив указания областного комитета партии, я поехал туда, меня назначили командиром роты.
Сначала мы воевали в Касансайском районе, где мы уничтожили несколько небольших банд басмачей, и потом, по приказу руководства Туркестанского фронта, мы начали преследовать банду курбаши Амана. Раньше Аман-палван был мираб-баши, но потом разбогател, присвоив большие участки орошаемой земли. Вокруг него было около 300–400 человек, оружие они получили от английских интервентов.
Темными ночами басмачи спускались с гор, грабили киргизов, забирали скот и убивали непокорных жителей деревень.
Летом 1922 года мы окружили банду Аман-палвана в деревнях Заркент, Напай, Уч-Курган и всех до одного уничтожили. Позже мы ликвидировали банды басмачей курбаши Курбагалия и Якуб-бека. В горах Хозрат-Али (ранее это был Маргеланский уезд) действовала банда Ашура-Пансата. В декабре 1923 она была полностью ликвидирована, – так мы вычистили от басмачей эту часть Ферганской долины. В огне боев за молодую советскую республику воины Киргизского кавалерийского дивизиона покрыли себя неувядающей славой».
Следующая история показывает, что деревенским жителям надо было бояться обеих сторон: и «красных», способных застрелить совершенно невинных людей, и басмачей, способных грабить и похищать женщин.
Жоробай Кадыров.161 Информация о нем получена от Коргонбая Анназарова, 66 лет. У отца Жоробая, Кадыра, было пять детей: Жоробай, Малабай, Киргизбай, Кырбаш, Кожобай.
В первые годы советской власти, когда появились басмачи, Жоробай был вынужден вступить в отряд известного басмача Мойдунбека из Нооката.
Они не нападали на те деревни, где у них были свои люди: из каждого аила в отряде было по одному-два человека. В то время Мойдунбек контролировал большую территорию - от города Ош до Ферганы и Кадамжая.
В Чаувае до сих пор живут четыре рода. Из рода Кара-козу в отряде Мойдунбека был Маамат Исак, из рода Сары-Башыл – Жусубали, из рода Байке – Жоробай (он был пансатом, самым старшим в роду), из рода Найман – Мурат.
Каждый из этих басмачей представлял в отряде одну деревню:
- Наамат Исак представлял Чилтан (название аила);
- Жоробай представлял Толубай и Кок-Жалан;
- Жусубали – Беш-Тал, Согот и Кошумкор;
- Мурат – Чаувай, район Чепташа
«Эти четыре басмача забрали у моего отца, Анназара Кулмурзаева, двух жен, я – сын его третьей жены. Первую жену украли люди из группы басмача Тагая, а другую – джигиты Мойдунбека.
Когда там не было басмачей, жителей грабили отряды русских красноармейцев; и басмачи, и красные попеременно обкрадывали людей, забирая у них всё до последней нитки. Бабушка Абдулазиса Торобекова рассказывала, что джигиты Мойдунбека забрали у ее мужа и только что связанный ремень для брюк, ычкыр (ремень).
Русские были представителями советской власти, они делали все, что хотели. Дедушку Исака Сыдыкова русские застрелили прямо на пастбище (джайлоо) Кушкан и забросали его камнями.
Он провинился тем, что в тот момент, когда увидел русских, спрятался в кустах. Там его нашли и убили. Кызыл-кийский отряд русских у деревни Тактек убил Топчубая Калмурзаева, ему было 25 лет. Он гнал стадо из десяти коз на рынок в Кызыл-Кия. Когда он увидел русских, он убежал в ущелье, где его нашли и убили. Пуля прошла через всю голову от затылка. Через несколько дней его козы вернулись домой, но его самого родственники искали 40 дней, пока не нашли в этом ущелье.
Красные стреляли по всем без различия убегающим. Однажды в окрестностях Жантайма Анназар встретил русских всадников. Он предложил им айран, но они отказались. В другой раз, увидев всадников, он спрятался, но они его нашли и увели в Митиген (около Чаувая). Там в мечети расположились красноармейцы и допрашивали всех задержанных. Один из красноармейцев узнал Анназара, спросил его о работе и отпустил его, потому что он вспомнил, как Анназар предложил им айран.
По рассказам стариков, последняя чистка от басмачей прошла в 1935–1936 гг. В г.Чаувай работал Камчибек, и тот предупреждал Мурата, что через несколько дней планируется последняя чистка против бывших басмачей. Когда это Мурат услышал, то он укрылся в горах, Жусубали и Маамат сбежали на Алай. Жоробай сказал жене, что он никогда никому ничего не сделал плохого и остался дома, но скрывался недалеко от дома, в винограднике – он думал, что туда никто не придет.
В то время в г.Чаувай был один колхоз, его председатель Абдулаким Мырзыкматов сказал милиционерам, что он найдет Жоробая. Он пришел с милиционерами к винограднику и позвал Жоробая, чтобы выходил. Жоробай там был со своей второй женой Мээринисой. Жоробай попрощался с детьми: со старшим сыном Эргешом (11 лет), дочерью Патиллой (6–7 лет), и сказал Абдулакиму Мырзыкматову: «Это сделал ты! Пусть судьба твоих детей будет такой же, как судьба моих! Аминь»! Об этом мне рассказывала Мээриниса-апа (мать второй жены Жоробая, Мээринисы).
Жоробая увезли – сначала в Учкоргон, потом его послали в г.Ош. Но он пробыл в тюрьме недолго. Во время первого свидания со своей женой в тюрьме Жоробай просил ее не уходить в Учкоргон, а остаться в Чаувае. Когда Мээриниса пришла к своему мужу во второй раз, его уже застрелили, назвав басмачом.
Надо еще добавить, что Жоробай украл свою жену Мээринису во время одного налета басмачей, несмотря на то, что еще не прошло и месяца, как она стала женой другого мужчины. Это рассказывала Мээриниса-эже (родом из Учкурганских таджиков) своей знакомой Тешебай-кызы Конур.
В конце 80-ых лет Жоробая реабилитировали, в этом главная заслуга его старшего сына от первой жены, Беккелди. Беккелди родился в 1919 году, участвовал во Второй мировой войне. Младший сын Жоробая, Эргеш, до самой пенсии работал председателем профсоюзов шахты по добыче руды в поселке Чаувай.
Судьба Абдулакима Мырзыкматова, донесшего на Жоробая, сложилась трагично. За два или три года до войны его хотели арестовать из-за того, что в его хозяйстве пал бык, причиной этого была его безответственность. В результате колхоз понес ущерб. Боясь пыток, мучений и допросов, он распорол себе живот и умер».
Правила комментирования
comments powered by Disqus