Федеральная миграционная служба (ФМС) России на прошлой неделе на своем сайте опубликовала законопроект о прохождении дактилоскопической регистрации иностранными гражданами, прибывшими на территорию России, включая детей с 12 лет. Вместе с тем сроки хранения дактокарт мигрантов продлены еще на 20 лет. Инициатива в отношении детей вызвала неоднозначные оценки в обществе.
«АП» поинтересовалась мнением экспертов…
ФМС РОССИИ предлагает законопроект, согласно которому члены семей иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание, подлежат обязательной дактилоскопической регистрации по достижении ими 12-летнего возраста.
Пресс-служба ФМС РФ, комментируя предлагаемую инициативу, указывает, что дактилоскопирование в некоторых случаях сможет защитить маленького иностранного гражданина. Ребенок, не знающий русского языка, не всегда может объяснить, откуда он и кто его родственники, а дактокарта облегчит вопрос установления личности и родственных связей. И это не более чем способ защиты интересов несовершеннолетних иностранных граждан, оказавшихся в чужой стране и не владеющих русским языком.
Также согласно информации ФМС РФ, проходить дактилоскопирование будут три категории детей: члены семей беженцев, лица, получающие разрешение на временное проживание, и лица, получающие вид на жительство, минуя разрешение на временное проживание.
Кроме того, предполагается хранить дактилоскопическую информацию до тех пор, пока иностранцу не исполнится 100 лет (ранее отпечатки пальцев хранились до достижения человеком 80-летнего возраста).
Напомним, что ранее ФМС России предлагала снимать отпечатки пальцев у детей мигрантов, въезжающих в Россию, с шестилетнего возраста. Вместе с тем Госдума отклонила идею дактилоскопирования въезжающих в Россию без визы иностранцев.
За комментариями мы обратились в Миграционную службу Минтруда, миграции и занятости населения РТ. В пресс-службе нам пообещали дать комментарии по данному вопросу. Но это осталось только обещанием…
Это благо и не ново?
ПО мнению ряда экспертов, да и инициаторов законопроекта, дактилоскопирование детей мигрантов - это едва ли не единственный способ удостоверения их личности.
- Сегодня отпечатки пальцев снимают у всех совершеннолетних мигрантов, которые получают разрешение на временное проживание, право на работу или получение патента, и это не ново, - говорит эксперт в области миграции Рахмон Ульмасов. - Данная практика существует и в других странах. Кстати, на Украине, в частности, снимать отпечатки пальцев предлагают у претендентов на должности в органах государственной власти или местного самоуправления. Кроме того, обязательной, по мнению авторов законопроекта, эта процедура должна быть для бездомных, детей-сирот, а также иностранцев. Обязательное дактилоскопирование было ранее введено и в Белоруссии. Массовое снятие отпечатков пальцев началось в республике после взрыва, произошедшего в июле 2008 года в Минске.
По словам экспертов, контроль и учет въезжающих на территорию РФ иностранцев любого возраста необходимы, данные заносятся в информационную базу, но такого рода мероприятия имеют не только важное юридическое, но и политическое значение, и в соответствующее законодательство РТ тоже необходимо внести изменения.
- В странах Европы такая процедура вводится не только в отношении трудовых мигрантов, но вообще всех, кто обращается за визами, включая туристов. Эта система начала работать в 25 странах Шенгенской зоны. Думаю, что и мы в Таджикистане к этому придем, - говорит Р. Ульмасов.
- Вообще мировая практика и единый стандарт дактилоскопирования показывают, что почти во всех странах мира принята такая норма, - говорит правозащитник Файзинисо Вохидова. По прибытии иностранного гражданина спецслужбы аэропорта снимают отпечатки пальцев, и это нормальный процесс. Но если бы Россия приняла бы такой закон для всех, не только для мигрантов, но и для своих граждан, было бы куда более справедливо.
- В дактилоскопии для детей нет ничего страшного, - говорит юрист Шокирджон Хакимов. - Исходя из существующей практики, Россия хочет контролировать трудовых мигрантов и их членов семей, особенно несовершеннолетних, в целом и таджикских граждан в частности. Известно, что в будущем большинство из них будут связывать свою судьбу с Россией, продолжив там учебу либо реализуя свое трудовое право. Следовательно, в определенных случаях, особенно при совершении преступлений, правоохранительные органы на основе имеющихся у них данных могут принимать в отношении них меры оперативного характера. В таких условиях было бы желательным, чтобы наши сограждане не почувствовали дискриминацию, парламенту РТ целесообразно принять закон или внести изменения в действующие нормативно-правовые акты с соответствующим содержанием для граждан той страны, в которой был принят подобный закон. Именно такая обратная реакция со стороны Таджикистана доказывала бы равенство сторон независимо от масштаба страны, экономического потенциала, геополитических амбиций и т.д.
Мигранты снова крайние?
ВМЕСТЕ с тем данная инициатива в отношении несовершеннолетних детей вызывает неоднозначные оценки в обществе.
Против дактилоскопирования детей высказались и представители общественной палаты.
«Дактилоскопирование надо вводить с совершеннолетия или хотя бы с 15 лет, когда уже есть паспорт», - завил в интервью интернет-порталу «Новые известия» зампредседателя комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести Асламбек Паскачев. А глава Федерации мигрантов России Мухаммад Амин Маджумдер назвал дактилоскопирование детей приезжих «расизмом», поскольку оно свидетельствует об отношении к мигрантам как «к террористам, экстремистам».
Правозащитники же, в свою очередь, выражают обеспокоенность инициативой снимать отпечатки пальцев у детей. По их мнению, здесь речь идет о нарушении прав ребенка.
Они считают, что зачастую принято, что если эксперт установил личность по отпечаткам, то это решение стопроцентно правильно, но это ведь не так. За рубежом методика дактилоскопирования предполагает возможность ошибки, чего, к сожалению, нет ни в России, ни у нас.
Координатор программы по трудовой миграции ОО «Центр по правам человека» Нодира Абдуллоева выразила сомнение, что отпечатки пальцев будут надежно защищены от недобросовестного использования, а это может нести негативные последствия.
- Практика дактилоскопирования детей иностранных граждан может расцениваться отчасти как дискриминация и нарушение презумпции невиновности в их отношении. Ведь дактилоскопия используется в первую очередь в криминалистике, и вполне возможно, что на такую инициативу влияет распространенный стереотип, что «приезжие» несут угрозу безопасности, особенно на фоне растущей в РФ ксенофобии, - уверена Н.Абдуллоева.
По ее словам, дактилоскопирование несовершеннолетних детей (но не младше 12 лет) существует и в других развитых странах, например в США и странах ЕС. Но необходимо учитывать то, что в этих странах все же стандарты и процедуры снятия отпечатков выше, а также то, что банки, где хранятся отпечатки пальцев, являются более защищенными. В контексте РФ не исключено, что такие шаги в первую очередь продиктованы попыткой контроля (когда можно отслеживать каждый шаг человека), а в случае с детьми недостаточно проработанные процедуры и плохо защищенная информация создают дополнительные риски и повышают уязвимость детей.
Этого же мнения придерживается и юрист Хуршеда Рахимова, которая считает, что дактилоскопическая регистрация детей мигрантов, прибывающих в Россию, с 12 лет должна осуществляться только на добровольной основе и с обязательного согласия родителей или опекунов несовершеннолетних на проведение этой процедуры.
ВРЕЗКА
По данным ФМС РФ, за 2013 год на территорию России въехали 1 млн 749 тыс. 515 иностранцев. На миграционный учет поставлено 514 тыс. 725 иностранцев. Вид на жительство и разрешение на временное проживание получили 21 тыс. 362 человека, гражданство РФ – 8027. Всего же на территории России находится более 10 млн иностранных граждан и лиц без гражданства.
Психологический негатив
С МНЕНИЕМ юристов согласны и специалисты в области детской психологи и педагоги, которые утверждают, что снимать отпечатки пальцев у несовершеннолетних детей является нравственным ущемлением, что может негативно отразится на детской психике. Кто задумывался о том, что же будут чувствовать дети, которые оказались в чужой стране и даже не думали преступать «чужие» законы? – вопрошают они.
- Современные дети смотрят фильмы, телепередачи и прекрасно осознают, в каких случаях снимают отпечатки пальцев, - говорит зав. кафедрой психологии ТНУ Сайфиддин Расулов. – Сейчас миграционная политика России в отношении стран - экспортеров трудовых мигрантов зачастую используется как рычаг давления. Россия старается привести эти нормы в соответствие с международными. К примеру, медицинские процедуры. Трудовые мигранты в России обязаны сдать тест на ВИЧ-инфекцию, но по международным нормам и стандартам это добровольная процедура, в том числе и в России. Или дактилоскопия детей мигрантов с 12-летнего возраста. Сама эта процедура уже в подсознании будет ассоциироваться с «криминалом» и может нести эмоциональный стресс ребенку. Но с другой стороны, дактилоскопия может служить неким удерживающим от правонарушений фактором, тем не менее, на психоэмоциональном состоянии 12-летнего ребенка может отразиться негативно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus