Вопросы делимитации и демаркации государственных границ, целостность и внутренняя безопасность страны на сегодняшний день актуальны. Правительство, со своей стороны, заверяет о необходимых мерах по улучшению жизни населения страны, реформах, проводимых в правоохранительных органах и в силовых структурах.
Редакция ИА Tushtuk представляет эксклюзивное интервью с вице-премьер-министром Кыргызской Республики по безопасности, правопорядку и вопросам границ Абдырахманом Маматалиевым.
— Абдырахман Мадакимович, касаемо вопросов делимитации и демаркации границ. В южном регионе страны все чаще происходят приграничные конфликты. Пока идет процесс делимитации и демаркации, как можно минимизировать количество конфликтов на государственной границе?
— Решение вопросов государственной границы и приграничных территорий Кыргызской Республики с сопредельными государствами, безусловно, являются самой первостепенной задачей нашей страны. В целях минимизации конфликтов, в первую очередь, надо добиться продвижения в вопросе делимитации и демаркации госграниц. Второе, надо в первоочередном порядке решать вопросы отдельных инфраструктур в приграничных территориях, такие как строительство автомобильных дорог, определение пастбищ для выпаса домашнего скота и др.
— То есть нужно решать проблемы, которые ежедневно встречаются в жизни людей, живущих в приграничных населенных пунктах?
— Да, на это все нужно обращать особое внимание, потому что эти проблемы являются очагами конфликтов. Местным органам власти и правоохранительным органам необходимо постоянно проводить разъяснительные работы среди населения. К сожалению, эту работу мы немного упустили из виду. Тысячелетиями таджики, кыргызы и узбеки жили вместе, и никто никуда переезжать не собирается: ни они, ни мы. Поэтому надо проявлять чувство уважения к соседям, состоять с ними в добрососедских, дружеских отношениях. Это одна из главных задач на сегодняшний день.
— Когда планируется провести следующие переговоры с соседними государствами по делимитации и демаркации границ?
— Процедура переговоров по уточнению госграниц носит долгосрочный и трудоемкий характер. В настоящее время идут рабочие встречи на уровне экспертов как с узбекскими, так и с таджикскими коллегами. После того как эксперты придут к какому-либо решению, вопрос вынесем на рассмотрение межправительственной комиссии, которую возглавляют вице-премьер-министры государств.
— И какова будет позиция правительства Кыргызстана на переговорах?
— Процесс делимитации и демаркации зависит не только от одной стороны: две стороны должны прийти к единому мнению. На участках, где работа по уточнению границ завершена, споров не возникает. Остались вопросы по тем участкам, где в разное время и по-разному проходили административные границы. До распада Советского Союза границы между союзными республиками считались административными территориальными делениями. Тогда все жили вместе. Например, кыргызы жили на той земле, которую таджики считали своей территорией, и наоборот. В процессе уточнения этих вопросов, естественно, возникают разные позиции двух сторон, разные взгляды. Мы намерены по мере наших возможностей ускорить в первую очередь переговоры по тем участкам, которые не вызывают особых споров.
— Поднимались инициативы по обмену спорными участками между Кыргызстаном и Таджикистаном. Как вы на это смотрите?
— Во-первых, этот вопрос должен решаться с учетом мнений местного населения. Во-вторых, с учетом мнений руководства страны, парламента. Даже если отдельные политики и личности заявляют об обмене спорными участками, это еще не до конца проработанный вопрос. Я непосредственно, на месте хочу посмотреть, где, сколько и какие участки хотят поменять. Прежде всего, встретиться с местным населениям и узнать их мнение.
— В нынешнее время оппозиция предъявляет разные требования и критикует нынешнюю власть. Из-за противостояния взглядов, если власть не пойдет навстречу требованиям оппозиции, не может ли возникнуть угроза дестабилизации в стране?
— Хочу отметить, что на сегодняшний день таких угроз нет. Оппозиция нужна. К требованиям и критике оппозиции нужно относиться очень спокойно. Это нормальное явление во всем мире. Другое дело, какие требования предъявляют оппозиционеры, насколько они готовы к диалогу с властью. Со своей стороны, могу со всей ответственностью заявить, что для консолидации общества правительство готово к конструктивному диалогу с оппозицией, рассмотреть все их требования. Организовывать митинги — это их право. Но они должны носить мирный характер, не мешать простым гражданам.
— К примеру, как вы можете охарактеризовать требования на митинге в Бишкеке, прошедшем десятого апреля?
— Последний митинг в городе Бишкеке прошел достаточно мирно. Результаты мониторинга разных институтов показывают, что абсолютное большинство населения не поддержало требования, которые выдвигает оппозиция. В принципе, все вопросы, которые они выдвинули, либо находятся на рассмотрении правительства, либо уже есть решения. Если будут какие-либо новые требования, повторюсь, правительство готово на диалог и рассмотрение этих требований. И еще раз хочу подчеркнуть, возникновения каких-либо угроз для страны из-за противостояния взглядов власти и оппозиции на сегодняшний день нет.
— Участились также акции протеста против золоторудных компаний. Достаточно вспомнить требования прекратить разработку месторождений Шамбесай и Ширальджин. Как вы относитесь к этому?
— К сожалению, вы правы, в последнее время много конфликтов между компаниями и местным населением. Горнодобывающая отрасль является флагманом для экономики нашей страны. От развития этой отрасли зависит не только темп экономического роста, но и инфраструктура регионов, уровень жизни местного населения. В золоторудных компаниях создаются рабочие места для наших граждан, разрабатываются новые программы развития регионов, поступают средства в местный бюджет. Это плюсы. Минусы — это экологические проблемы. Наши граждане считают, что разработка месторождений наносит ущерб экологии того или иного региона. Другой вопрос, если такие протесты происходят из-за отсутствия должной информации о настоящем состоянии дел в данной отрасли. Такие конфликты возникали и возникают. Были случаи, когда конфликты возникали из-за конкуренции. Например, лицензию получает одна компания и через некоторое время — другая. Идет конкурентная борьба, трения между ними. Сейчас в некоторых местах приостановлена деятельность отдельных компаний. Также нужно отметить, что компании начали идти навстречу населению, обращают внимание на их проблемы. Создаются фонды, которые будут финансировать местные проекты, инфраструктуру данного региона, разрабатываются программы по социально-экономическому развитию. А диктовать и требовать прекращения деятельности компаний я считаю неправильным. Граждане КР тоже начали это понимать.
— А как решить данную проблему, кроме приостановки работы золоторудных компаний или отзыва лицензии?
— Правительство и горнодобывающие компании должны обеспечить прозрачность своей деятельности относительно геологической разведки, добычи, доходов, планов на будущее. О результатах исследований мы должны постоянно информировать население, также давать информацию о воздействии разработки на экологию, а представителям горнодобывающих компаний необходимо постоянно встречаться с населением. Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам, в свою очередь, должна работать в тесном контакте с местными органами власти, и также информировать народ о тех аспектах деятельности компаний, с которыми они незнакомы. А в целом, работа по разъяснению среди местного населения ведется и будет вестись правительством системно и целенаправленно.
— Расскажите о проводимых реформах в правоохранительных органах. Какие меры предпринимаются правительством для обеспечения внутренней безопасности страны?
— Суть всей реформы заключается в том, чтобы вернуть доверие и уважение народа к органам внутренних дел. Для этого нужно предоставить новые формы общения с населением, обеспечить прозрачность, эффективность работы, повышение профессионализма сотрудников правоохранительных органов и борьбу с коррупцией внутри данной системы. Такая работа ведется, вносится много новых нормативно-правовых актов, изменения в действующие законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов. Подготовлен ряд постановлений правительства, пересматривается большинство инструкций и положений в профильных ведомствах. В проведении реформ также принимают участие представители гражданского сектора. В ближайшее время, думаю, увидим результаты.
— Еще один важный момент в реформах правоохранительных органах — реализация проекта «Безопасный город». Что включает в себя данный проект?
— Это проект по внедрению программы аппаратного комплекса видеонаблюдений, фото- и видеофиксаций в городах Бишкеке, Оше и на автодороге Бишкек — Балыкчи — Каракол. Также проект включает в себя создание единого электронного центра учета и регистрации преступлений при МВД КР.
— Что же мешает его реализации?
— К сожалению, с реализацией проекта «Безопасный город» были проблемы: прокуратура выявила процедурные нарушения по тем тендерам, которые проводило МВД. Китайская компания, якобы выигравшая тендер, до сих пор не прибыла в нашу республику. В целях защиты интересов нашей страны и горожан распоряжением премьер-министра КР Министерству финансов было поручено обратиться в суд с исковым заявлением о признании проведенного тендера недействительным.
— В таком случае, когда ожидается начать реализацию проекта?
— В ближайшее время суд пересмотрит данное дело, и мы готовы объективно и беспристрастно начать этот процесс и приступить к реализации данного проекта. Это тоже будет одним из конкретных результатов реформирования.
— И в конце беседы поделитесь своими планами работы, намеченными целями на 2014 год.
— В этом году надеемся добиться конкретных положительных результатов в регулировании пограничных вопросов с соседними государствами. Мы несколько лет уже постоянно заявляем о том, что идут какие-то переговоры, встречи, собираемся строить дороги, а итоге наблюдаем тот факт, что не продвинулись ни на шаг. Я думаю, к концу года уже будут определенные результаты по вопросам границ. Во-вторых, необходимо достичь видимых результатов в реформировании системы правоохранительных органов. Если взять систему МВД, я надеюсь, что к концу года мы будем находиться на стадии завершения внедрения проектов «Безопасный город» и «Электронный КУП». Кроме этого, постоянно будем проводить мониторинг деятельности членов кабинета министров, относящихся к силовому блоку. Я надеюсь, что в конце года результаты работы будут положительными и отличаться от тех, что имеются на сегодняшний день. У нас все работают, бездельников нет: когда спрашиваешь, расскажут хорошие вещи о своей деятельности. А на самом деле при проведении опроса среди населения становится заметно, что доверие к силовым структурам как было низким, так и осталось. Надеюсь, к концу года будем иметь положительные моменты в вопросе доверия населения к правоохранительным органам и силовым структурам.
Правила комментирования
comments powered by Disqus