90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Национальные особенности таджикского развода

24.04.2014 20:07

Общество

Национальные особенности таджикского развода

«Из всех разрешенных деяний самым ненавистным Аллаху является развод» (пророк Мухаммад, слава ему). Но почему именно это явление стало больной темой для таджикского общества.

ЖИЗНЬ и бытие человека часто полны парадоксов. Обычно там, где только пишут и говорят про единство и сплоченность, можно легко заметить

раздор и разногласие, а там, где меньше слов, но больше конкретных дел, царит мир и порядок. К сожалению, так обстоят дела по многим проблемам и у нас.

Недавно председатель Комитета по делам женщин и семьи при правительстве РТ Махфират Хидирова в ходе пресс-конференции сообщила журналистам о росте количества разводов в республике за последний отчетный период. По нашему мнению, эти цифры не должны не беспокоить таджикское общество.

Так, в 2012 году в стране было зарегистрировано 7608 разводов, что по сравнению с 2011 годом больше на 11,2%, или же на 811 случаев. Согласно статданным, по стране в 2013 было зарегистрировано 8194 развода, что по сравнению с 2012 годом больше на 586 случаев.

В то же время в 2013 зарегистрировано 7444 факта бракосочетания, что меньше на 352 факта, чем в 2012 году. Кроме этого, лишь Аллаху известно число неофициальных браков и разводов по канонам ислама.

«Императрицы» семейного масштаба

Если на проблему семьи взглянуть с прагматичной точки зрения известного немецкого ученого Карла Маркса, который говорил: «Семья является первичной ячейкой государства», тогда последствия этого явления для нашего молодого независимого государства станут более ясны.

К сожалению, по разным причинам в течение десятилетий в большинстве наших семей существует неофициальное «царствование» над невестками свекрови. Нашу семью часто истощают самолюбие и деспотизм этих «императриц», их неграмотность и невежество.

Многие из них не думают о счастье своих детей, в основном уделяя внимание тому, как узурпировать власть в новой семье, что часто ведет к непоправимым последствиям. Свою жесткость, а порой и жестокость эти женщины оправдывают по-своему, используя такие аргументы, как «Я твоя мать. Жену можно найти, а мать – никогда. Думаешь, я хочу для тебя плохое?» (сыну). Или же: «Когда я была невесткой, успевала делать все, а ты умеешь только перечить мне» (невестке).

Если новый член семьи по характеру окажется кроткой и добродушной, деспот окажет ей благосклонность. Но не дай Бог, если ее поступок или сама невестка не придутся по нраву этой «царице».

Согласно рассказу сотрудницы Комитета по делам женщин и семьи Махбубы Азимовой, эти «госпожи» придерживаются так называемых «традиций семейной дедовщины». «“Когда-то издевались над нами, мы терпели, теперь мы будем мучить других”, - думают они. Пока общество не избавится от такого рода «деспотизма» в семье, вряд ли мы сможем достичь успехов в этом важном деле», - считает М.Азимова.

Замуж без подготовки

Другая моя собеседница, Заррина Кенджаева, психолог кризисного центра «Вера в будущее» при Комитете по делам женщин и семьи, одной из причин распада семей считает то, что, выдавая замуж молодую девушку без регистрации в ЗАГСе, взрослые лишают ее прав, закрепленных законом, об этом многие из них даже не знают.

Заррина Кенджаева также уверена, что часто молодые люди не осознают святость семьи и стараются по традиции быстрее выйти замуж или жениться. Уже через несколько лет совместной жизни между ними назревает непонимание, и постепенно они отдаляются друг от друга.

Кроме того, по мнению Кенджаевой, нельзя во всем винить только одну сторону. К разводу может привести и ненадлежащее воспитание девушки. «Большинство наших девушек не подготовлены к самостоятельной жизни, не имеют представления об обязанностях жены в семье. Кроме того, многие из них не имеют профессии, свое время проводят за просмотром иностранных сериалов, пропагандирующих аморальный образ жизни, что тоже в будущем становится причиной раздора в семье, - считает она. - Недавно ко мне подошла молодая женщина и после нашей беседы сказала: “Обратилась бы я к вам раньше, моя семья не распалась бы”».

Талак – ненавистное разрешение

«Талак (развод) является мечом, который призван разрезать брачные узы в семье, где одна половина недостойна из-за своего аморального поведения состоять в браке с другой», - напоминает Хисомуддин Мирзоён, религиозный деятель.

«Но большинство талаков у нас не отвечают канонам шариата. Талак без веской причины считается грехом. Из всех разрешенных деяний самым ненавистным Аллаху является развод. Нужно помнить об этом и всячески оберегать семью, как мужу и его родным, так и жене с ее близкими», - говорит Х.Мирзоён.

«Саидшина» - типичное явление таджикской действительности

Наша беседа с Махбубой Азимовой, ведущим специалистом Комитета по делам женщин и семьи, началась с обсуждения одной из передач Первого канала российского телевидения «Пусть говорят», героем которой был таджикский мужчина Саид. Несмотря на то, что моя собеседница – современная, образованная женщина, но все же она не удержалась и выразила свое презрение в отношении героя телепередачи (хотя какой он «герой»?) резкими словами.

Понять ее можно. По долгу службы М.Азимова каждый день сталкивается с женщинами, чьи мужья вели себя не по-мужски, причиняя страдания своим женам. Она с сожалением добавила, что история с Саидом не единичный случай. «Многие наши братья, когда едут в Россию, навсегда забывают про своих жен и детей», - говорит она.

Наступило время, когда необходимо серьёзно заняться проблемами семьи, с привлечением экспертов, духовенства и общественности (желательно без участия всяких НПО, которые существуют за счет иностранных грантов и лоббируют интересы чужих государств), и с учетом наших традиций и религиозных ценностей принять новый закон о семье. Необходимо запретить регистрацию браков без подписания брачного договора. И заодно узаконить институт «махра» (имущество - деньги, ценности, недвижимость, - которое муж выделяет жене при заключении равноправного брака и впоследствии принадлежащее только ей). В этом случае мы сможем обеспечить женщинам достойное место в нашем обществе.

В дореволюционный период в городах Самарканд, Бухара, Ходжент и Канибадам существовали женские медресе, где непосредственно занимались обучением и воспитанием девушек. Возрождение подобных учебных заведений стало бы хорошим подспорьем в деле укрепления семьи в нашей стране.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

24.04.2014 20:07

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
117

место занимает Кыргызстан по уровню развития инноваций

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30