Жители старшего поколения с теплотой говорят о том, как встречали праздник 1 Мая в советские времена, и недовольны его отменой.
«Первомай или, как его еще называют, День международной солидарности трудящихся был самый радостный праздник после Нового года», - утверждает 53-летняя жительница Ташкента по имени Маргарита.
По ее словам, «с раннего утра в городе играла музыка, все находились в приподнятом настроении, было ощущение настоящего праздника».
Такого же мнения придерживается и большинство ташкентцев, которым сейчас за 50.
На демонстрации «гоняли», но все были довольны
Неотъемлемой частью этого праздника было участие в первомайской демонстрации, когда трудящиеся организованными колоннами проходили по главным площадям своих городов.
Сегодня принято считать, что людей принуждали выходить на эти демонстрации под угрозой увольнения, и участие в них было в тягость, но это не совсем так.
Как рассказывает 55-летняя Земфира, когда она училась в медицинском училище и когда позже работала на Ташкентском абразивном заводе, ее с однокурсниками и коллегами «гоняли на первомайскую демонстрацию».
«В училище грозились, что, кто не пойдет, поставят «двойку», на заводе - что лишат премии», - говорит Земфира.
По ее словам, все сначала ворчали, но, когда собирались утром в колонны, а после демонстрации гуляли по нарядному городу, «охватывало ощущение праздника, какой-то радости, и в итоге все оставались очень довольны».
«Сейчас, чтобы вновь испытать такие же чувства, не просто пошла бы на первомайскую демонстрацию - побежала бы», - говорит Земфира.
Кто приносил с собой бутылочку, кто - закуску
Бывший рабочий завода «Ташсельмаш» 52-летний Алишер вспоминает, что начальник цеха тоже каждый раз пугал рабочих тем, что, кто не придет на первомайскую демонстрацию, лишит премии.
«Но это говорилось больше в шутку, начальник точно знал, что мы все обязательно придем», - говорит Алишер.
По его словам, рабочие приходили на демонстрацию с радостью. Кто приносил с собой бутылочку, кто - закуску. Перед началом демонстрации слегка выпивали, а потом в веселом настроении проходили по площади Ленина.
Затем холостяки обычно шли в кафе и шашлычные продолжать праздновать 1 Мая, а женатые отправлялись домой, где был уже накрыт праздничный стол.
«Просто это было ощущение праздника»
Впрочем, рабочие шли на демонстрацию даже в тех случаях, если их просили этого не делать.
Как вспоминает бывший слесарь Ташкентского авиационного завода по имени Виктор, в 1983-м году перед Первомаем начальник цеха на собрании коллектива сообщил, что «наверху» недовольны тем, что колонна их предприятия каждый год растягивается на четыре километра.
И обратился к рабочим с тактичной просьбой: «те, кто не могут, пожалуйста, на демонстрацию не приходите».
«Но черта с два - наша бригада, где было 23 человека, пришла почти в полном составе», - рассказывает Виктор. - И, разумеется, с пакетами и дипломатами, где у кого была водка, у кого – бутерброды с колбасой».
По словам Виктора, люди приходили на первомайскую демонстрацию вовсе не ради того, чтобы выпить для настроения по 50 грамм, а тем более, чтобы не за тем, поприветствовать стоящих на трибунах членов правительства.
«Просто это было ощущение какого-то единения, радости, настоящего праздника - словами это передать трудно», - говорит Виктор.
«Как бы еще не отменили Новый год»
49-летняя Ирина рассказывает, что с радостью ходила на первомайские демонстрации не только, когда работала на Ташкентском текстильном комбинате, но и во время учебы в старших классах школы города Газалкента Ташкентской области,
«В Газалкент привозили шоколадное мороженое «Ленинградское», ставили столы, где подавались различные угощения, играл оркестр, люди гуляли, танцевали, одним словом, удовольствия было море», - вспоминает Ирина.
А ее подруге 47-летней Гуле из-за привычки поспать подольше так и не удалось ни разу попасть на первомайскую демонстрацию, о чем она сильно жалеет.
«Компенсировала это тем, что гуляла вечерами с подругами по праздничному городу и смотрела салют, но все равно очень жалко», - говорит Гуля.
Ей обидно, что хорошие, добрые традиции исчезают из жизни, и боится, как бы в Узбекистане вслед за Первомаем не отменили еще и празднование Нового года.
Режим боится рабочего класса?
По мнению бывшего токаря завода «Узбексельмаш» - 55-летнего Аркадия, праздник 1 Мая в независимом Узбекистане был отменен не случайно.
«Здесь боятся рабочий класс, поэтому сделали все, чтобы его уничтожить, а первым делом лишили людей главного рабочего праздника - Дня международной солидарности трудящихся», - считает Аркадий.
Он, как и многие люди старшего поколения, 1 Мая в обязательном порядке поздравляет своих друзей и родственников с праздником, а дома накрывает праздничный стол.
И жалеет нынешнюю молодежь, которой «нечего вспомнить».
Чтобы заполнить «первомайский пробел» правительство Узбекистана недавно придумало проводить в этот день в Ташкенте «Сайиль фонтанов».
По замыслу организаторов, начиная с этого года, 1 Мая возле фонтанов столицы будут проходить «культурные мероприятия и встречи с деятелями искусства, писателями, поэтами, актерами кино и театра».
Те, кто помнит, как проходили в Узбекистане первомайские праздники, считает эту замену «убогой».
Правила комментирования
comments powered by Disqus