Известный ученый, замдиректора Центра по изменению климата КР Шамиль Ильясов дал в интервью «Регион.kg» экспертную оценку принятому парламентом закону о ледниках.
«Регион.kg»: В Жогорку Кенеше за последний год иногда достаточно бурно обсуждались вопросы ледников Кыргызстана, но в основном в контексте разработок «Кумтора». С чем связано, на ваш взгляд, принятие этого закона?
– Я не участвовал в разработке этого законопроекта, хотя несколько раз принимал участие в его обсуждениях. По влиянию «Кумтора» на ледники могу сказать, что воздействие от разработки месторождения на ледники, естественно, есть. Вопрос заключается в масштабах этого воздействия. Реально оно минимально, учитывая гигантские размеры ледников. Образно говоря, это можно сравнить с тем, что если только один житель в Бишкеке будет выбрасывать мусор, то насколько он может замусорить и влиять на окружающую среду? Понятно, что почти незаметно! Так и добыча золота на «Кумторе» минимально влияет на таяние ледника. Локальное воздействие в данном случае не наносит глобального ущерба, как кажется кому-то. Хотя конечно, ситуацию с состоянием ледников нужно постоянно мониторить, и не только там, где находится «Кумтор».
В целом, аналогичные законы о ледниках есть в других странах мира. Так что Кыргызстан здесь не является первопроходцем.
«Регион.kg»: Вы сказали о том, что состояние ледников нужно мониторить, а в Кыргызстане есть, к примеру, современная карта ледников?
Последний подробный анализ состояния ледников республики проводился в период 60-х – 80-х годов прошлого века. Затем в госбюджете республики денег на эти работы и составление карт не выделялось. За годы независимости исследования проводились лишь по отдельным ледникам.
«Регион.kg»: А с появлением закона можно ожидать, что средства в бюджете на данные цели появятся?
– Есть страны, где подобные законы предусматривают источники финансирования. Однако наши законы не прямого действия, поэтому финансирование в них не оговаривается и не предусмотрено. Деньги могут выделяться постановлениями правительства и подзаконными актами. Но пока я не слышал, чтобы на мониторинг ледников планировалось в связи с этим законом выделять бюджетные средства. Тут не только об исследованиях состояния и воздействия предприятий на ледники нужно думать, а о том, что в городе Ош вообще отсутствует гидрометеостанция. Так что, о каком мониторинге ледников сейчас вообще можно говорить, если теряем такие станции...
Нельзя забывать и о процессах глобального потепления. Только за последние 20 лет наша республика потеряла как минимум 15 процентов объема ледников. Воздействие «Кумтора» – это мелочи по сравнению с такими потерями.
Процесс всемирного потепления приводит к таянию ледников по всему миру. И никаким законом этот процесс, увы, остановить человечество не может. Поэтому, по расчетам специалистов, к концу текущего века небольшие ледники вообще могут исчезнуть. Останутся только очень крупные ледники с большой толщиной ледяного покрова. На северном берегу Иссык-Куля сейчас можно увидеть сухие русла рек, которые наполнялись водой за счет небольших ледников. Но этих ледников уже нет именно в связи с глобальным потеплением.
«Регион.kg»: Получается, что сейчас в Кыргызстане нужно экономно расходовать водные запасы?
– Да, именно это и нужно делать, поскольку в нашей республике такой практики нет. Как известно, 94 процента воды в Кыргызстане расходуется на полив. Хотя в мире уже давно функционируют системы сбора дождевой воды и капельного орошения для сельскохозяйственных потребностей, которые в значительной степени экономят водные ресурсы. Но в Кыргызстане подобные современные инновации не применяются. А без должного отношения к воде уже к середине текущего века Кыргызстан не будет иметь водных ресурсов для обеспечения продовольствием. Потребуется его полный импорт. Снижение водных стоков приведет и к серьезным энергетическим проблемам. Об этом нужно думать правительству и парламенту.
«Регион.kg»: Возвращаясь к закону о ледниках, там есть статья о том, что на ледниках запрещаются все виды деятельности, которые могут необратимо повлиять на их естественное состояние и привести к их разрушению или деградации. В частности речь идет о запрете разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом и добычи углеводородов. Означает ли это, что тот же проект «Кумтор» может быть законсервирован или приостановлен?
– Когда я участвовал в обсуждении данного законопроекта, его разработчикам задавались схожие вопросы. На что они отвечали, что речь идет только о новых предприятиях, и каких-либо ограничений на уже действующие не предполагается.
Чтобы закон о ледниках нормально функционировал, нужно две вещи: во-первых, этот документ не должен использоваться в качестве дубинки по отношению к инвесторам, во-вторых, реализация его основных положений должна иметь соответствующую финансовую и техническую базу.
Правила комментирования
comments powered by Disqus