Мы провели беседу с председателем Пограничной службы КР Токоном Мамытовым и получили последнюю информацию о пограничных вопросах. Главный пограничник отверг обвинения в свой адрес со стороны депутата Номанжана Аркабаева и призвал противников опираться на факты.
- Чего вы достигли на переговорах с узбекской стороной? Какова ситуация сейчас на кыргызско-узбекской границе?
- По вопросам кыргызско-узбекской границы я два раза встречался с председателем Пограничной службы Узбекистана. Встречался с людьми по приграничным проблемам, выслушал их мнения. В основном у жителей села Чарбак было три вопроса. Первый – это уточнение границы, второй – это установление проволочного ограждения, третий – обеспечение безопасности. Уточнение границы – это дело правительственной комиссии, мы к этому отношения не имеем. Мы установили за счет Ошского резерва на 700 метрах 167 столбов. По уточненным данным Госрегистра мы протянули по линии границы проволочное ограждение. В двустороннем протоколе от 2009 года предусмотрено, что столбы в одностороннем порядке можно установить только на расстоянии 5 метров глубь территории страны. Узбекская сторона также придерживается таких правил. Сейчас мы передвигаем столбы.
- Какова судьба эксклава Барак? Есть ли сегодня у баракцев сообщение с внешним миром?
- Как только мы дошли до вопроса Барака на двусторонних переговорах, то сразу столкнулись с трудностями. Дело в том, что Барак не вошел в договор кыргызско-узбекских сторон по 15 контрольно-пропускным пунктам. Мы сейчас договариваемся, не дожидаясь правительственного постановления, о переходе баракцев через «Достук» или Акташ. Через пункт "Достук" за проезд легковые машины должны платить таможенной службе 45 долларов, грузовые автомобили – до 300 долларов. За транзитный проезд должны платить 70 долларов. До внесения Барака в договора решили вписать специальное разрешение в паспорта баракцев.
- Экс-депутат Номанжан Аркабаев сообщил о том, что вооруженные узбекские военные на 20 военных транспортных средствах проезжали по Соху.
- Номанжан Аркабаев выдумывает слухи, что я, Жениш Раазаков и начальники милиции занимаемся доставкой не гуманитарного груза, а оружия. Напротив, узбекская сторона вывела из Соха 127 солдат. Надо же, когда лжешь, бояться бога.
- Вы сообщили об освобождении из тюрьмы в Узбекистане граждан Кыргызстана. Были среди них узбеки, задержанные в Сохе?
- Меня обвиняли также в том, что я передал Узбекистану нарушителей порядка на границе. В марте прошлого года два человека были задержаны на границе и осуждены на 6 лет лишения свободы. В июне 4 наших гражданина были задержаны узбекской стороной и осуждены на срок от 4 до 6 лет лишения свободы. Также в Ала-Буке был задержан еще одни гражданин Кыргызстана, который незаконно пересек границу, чтобы поиграть в нарды. Таким образом, восемь наших граждан находились в узбекской тюрьме из-за незаконного пересечения границы. Когда на переговорах я поднял вопрос об освобождении наших граждан, то получил ответ, что против них возбуждены уголовные дела и следует ждать решения суда. Мы стояли на своем, говоря, что они не террористы, не наркоманы и их надо отпустить, узбекская сторона едва согласилась на наши доводы. В свою очередь, узбекская сторона попросила выпустить трех задержанных в Сохе. На мой вопрос: за что они были задержаны, мне ответили, что за нарушение границы. Тогда мы договорились с судом о выдаче этих заключенных. Скажу открыто, если в тюрьме Узбекистана сидит хоть один кыргыз, я готов обменять его на пятерых узбеков. Для меня количество человек не является самым главным. Самое главное, чтобы кыргызские граждане не сидели в тюрьмах Узбекистана. Близкие и родственники заключенных дошли до самого президента, не осталось места, куда бы они ни обращались. Есть ещё одна хорошая новость: 14 января Узбекистан вернул 79 угнанных овец, а трех виновных посадил. До сих пор такого еще не было.
Источник: gezitter.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus