Казахстанские археологи представили данные, которые, по их словам, доказывают, что возраст Алматы – более тысячи лет. Они предлагают обратиться в ЮНЕСКО, чтобы празднование тысячелетия города включили в международный список юбилейных дат.
ПРЫЖОК В ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ
О существовании на месте Алматы древнего поселения известно давно. Еще востоковед Василий Бартольд писал, что под городом Алматы в 16-м веке произошел большой бой между двумя ханами. В 1929 году при раскопках могильного кургана обнаружили монету, датируемую первым веком. Ученые предположили, что на месте города начиная с первого века существовал ряд поселений. Обо всех этих фактах писали газеты в 1930-е годы.
Эти сведения не утаивались и в последующее время. В буклете для туристов «Алма-Ата и окрестности» (1960 год) написано: «Сто с лишним лет назад, в 1854 году, здесь на месте древнего казахского поселения Алматы было сооружено русское военное укрепление Верное».
Однако исходной точкой при указании возраста Алматы долгое время являлся 1854 год.
Ситуация начала меняться в начале 2000-х годов. Ожидалось, что акимат в 2004 году торжественно отметит 150-летие города. Но в СМИ стали появляться статьи, в которых утверждалось, что 150 лет — «неправильная» дата, а городу — тысяча лет или более. Авторы этих публикаций имели ученые степени. Как итог — официальное празднование 150-летия города не состоялось, хотя неофициально в городе эту дату и отметили большим количеством статей в СМИ о прошлом Алматы.
Примерно с 2004 года началась интенсивная работа по обоснованию тысячелетнего возраста. Как сказал академик-археолог Карл Байпаков, состоявшийся на днях круглый стол «Культурный возраст Алматы — 1000-летняя история» как бы подводит итог многолетним дискуссиям. Ранее этой же теме были посвящены две международные конференции — в 2008 и 2010 году.
ИТОГИ МНОГОЛЕТНЕЙ ДИСКУССИИ
Академик Карл Байпаков заявляет, что в результате анализа археологического материала, раскопок и случайных находок, сделанных на территории Алматы, в результате изучения нумизматических коллекций, в результате этнографических и востоковедческих исследований можно прийти к выводу, что возраст Алматы — не менее тысячи лет.
Как говорит академик, 10—11-й века, к которым относится появление Алматы, были временем мусульманского ренессанса, когда на Востоке появились такие деятели культуры, науки, как аль-Фараби, Бируни, Авиценна, Омар Хайям. Тогда же был взлет городской культуры, который затронул Жетысу со столицей Алматы.
Как выглядел тот город, можно судить по городищу Тальхир, раскопанному на южной окраине города Талгар (25 километров от Алматы). По словам Карла Байпакова, это фактически город-близнец. В результате монгольских завоеваний Алматы в 14-м — начале 15-го века пришел в упадок.
Репортеру Азаттыка ученый сказал, что новые данные получены при раскопках поселения Алмарасан, которое существовало с третьего века до нашей эры по шестой век нашей эры. По словам Байпакова, археологи увидели зачатки архитектурного стиля, градостроительной культуры, которые развились в эпоху Средневековья.
К свидетельствам преемственности средневекового Алматы и города, развивавшегося из укрепления Верный, ученый относит использование системы поливного земледелия, которую переняли и поселенцы из России, а также продолжение традиции ремесел.
Член-корреспондент Национальной академии наук Казахстана Жакен Таймагамбетов говорит, что тысяча лет — это не предельный возраст для Алматы. При появлении новых данных он может быть удревлен. Хотя из этого не следует, что делать это будут стремиться каждый год.
Председатель Союза архитекторов Алматы Сергей Мартемьянов предлагает следующий подход к исчислению возраста Алматы:
— Мне кажется правильным, если мы не будем сильно обозначать дату тысяча лет, как в свое время 1854 год. Важным будет внедрение в сознание постулата, что Алматы — город с древней историей. И это будет действительно государственным решением, поддержанным интеллигенцией.
В резолюции по итогам круглого стола отмечено: «Основанный в 1854 году на месте древнего Алматы город Верный (Алматинск) — Алма-Ата — Алматы является важной частью тысячелетней истории города, открывшей новую страницу истории Алматы».
ИСТОРИЯ, ЗАКАТАННАЯ В АСФАЛЬТ
Одна из основных проблем при изучении древней истории Алматы — многие археологические объекты оказались под современной застройкой. Академик Карл Байпаков привел такой пример, как строительство в 1980-е годы дома на месте могильного кургана в 10-м микрорайоне.
— Мы тогда бились, но не всегда возможно пробить стену чиновничьего бюрократизма, — говорит он.
Проблема охраны археологических объектов от уничтожения затрагивается разными учеными. Археолог Александр Горячев рассказал, что в ущелье Бутакты (Бутаковка) было выявлено 11 древних поселений. Когда он с экспедицией приступил к исследованиям там, осталось только шесть. Остальные были разрушены в ходе строительства. При этом Бутакты — очень ценное для археологов место, так как здесь найдены древнейшие на территории Алматы стоянки, где люди жили еще 8—10 тысяч лет назад.
Архитектор Сергей Мартемьянов отметил, что необходимо увязывать выявление и охрану памятников с проходящей сейчас корректировкой генерального плана Алматы, разработанного в 2002 году.
Алматинские ученые предлагают обратиться в ЮНЕСКО с просьбой включить вопрос о праздновании тысячелетия Алматы в список юбилейных дат ЮНЕСКО.
Сотрудник Алматинского бюро ЮНЕСКО Юрий Пешков говорит Азаттыку, что надо поработать над заявкой, чтобы международная организация приняла дату.
Правила комментирования
comments powered by Disqus