90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Операция "миграция". Оралманы в Казахстане: от стихийности - к порядку

02.06.2014 15:44

Общество

Операция миграция. Оралманы в Казахстане: от стихийности - к порядку

Начавшиеся на постсоветском пространстве геополитические подвижки заставили по-новому взглянуть на некоторые внутренние проблемы демографического характера. Например, на ту же ситуацию с оралманами.

Как известно, в начале 2012 года правительство Казахстана приостановило выделение квот оралманам. Этот шаг вызвал в обществе довольно противоречивую реакцию: одни не скрывали своего глубокого разочарования, другие поддержали такой шаг. Но комплекс проблем, связанных с переселением на историческую родину наших соплеменников, от этого не стал меньше.

И вот по прошествии двух с лишним лет и явно под влиянием некоторых внешних обстоятельств государство вновь обратило пристальное внимание на эту программу. Судя по всему, оно решило пересмотреть некоторые ее принципы. Во всяком случае, именно так воспринимаются итоги состоявшегося на днях заседания комитета по социально-культурному развитию нижней палаты парламента, которое было посвящено проблемам внутренней и внешней миграции.

На нем ситуация с реализацией программы переселения была преломлена через призму складывающегося отрицательного сальдо общемиграционных процессов. Дело в том, что после введения временного моратория на квоты для оралманов число прибывших в Казахстан сократилось с 47,1 тысячи человек в 2011-м до 33,9 тысячи в прошлом году.

 

Такая тенденция наметилась на фоне диспропорции трудовых ресурсов и демографического дисбаланса между северными и южными регионами страны.

По прогнозам, к 2050 году в северных областях население сократится почти на миллион человек, в то время как в южных регионах оно увеличится на 5,2 миллиона. И, как считают эксперты, в перспективе это может привести к возникновению таких проблем, как несоответствие предложений по работе, невозможность роста валового регионального продукта в условиях дефицита рабочей силы. По мнению вице-министра экономики и бюджетного планирования Мадины Абылкасымовой, большую актуальность приобретает выработка новых мер по стимулированию переселения трудовых мигрантов в регионы с нехваткой рабочей силы.

Она также указала на перекосы, которые сегодня стали очевидными в политике расселения оралманов. В первую очередь это касается игнорирования социально-экономических потребностей регионов, в результате чего более 50% переселенцев были размещены в Южно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской и Жамбылской областях, которые и без того испытывают сильное демографическое давление на социальную инфраструктуру и дефицит рабочих мест.

Эти проблемы усугубляются качественными характеристиками прибывающих оралманов. Так, из общего числа переселенцев трудоспособного возраста только 8,6% имели высшее образование, 20,6% - среднее специальное, 71% - общее среднее либо вообще не имели образования. За последние четыре года число иммигрантов без образования превысило количество образованных переселенцев на 65 процентов. Между тем, Казахстан и без того уже испытывает дефицит квалифицированных трудовых ресурсов, а особенно это касается промышленности.

И при таком дефиците далеко не все трудоспособные оралманы обеспечены работой. Кроме того, отсутствует мониторинг их занятости и социального положения. Принявший участие в прениях заместитель министра труда и социальной защиты РК Кайрат Абсаттаров обратил внимание на то, что существующее до сего дня законодательство не предусматривало требований по жесткому закреплению прибывающих оралманов и расселению их по определенным территориям. В результате эти люди самостоятельно определяли места жительства. Не способствовало упорядочению и то, что расселение зачастую осуществлялось неравномерно, без учета социально-экономических потребностей регионов. По мнению вице-министра, одним из стимулов к более равномерному расселению оралманов может стать их социальная поддержка. Но отныне она будет оговариваться рядом условий. Например, в случае выбытия из регионов, которые будут определены правительством для расселения, ранее чем через 5 лет, социальный пакет должен быть возвращен государству.

Следует заметить, что с оценкой правительственных чиновников согласны не все. В частности, мажилисмен Жуматай Алиев не видит в стремлении оралманов жить в южных регионах какой-то большой проблемы. По его мнению, это связано с особенностями национального характера и менталитета.

Тем не менее, по мнению представителей госорганов, для упорядочения миграционных процессов вообще и равномерного расселения прибывающих оралманов в частности, необходим комплексный план, который и предлагает правительство. Он будет направлен на решение основных проблем миграции, усиление контроля за миграционными потоками из сопредельных стран и создание благоприятного режима для квалифицированных отечественных кадров, чтобы снизить или вообще избежать их оттока за рубежи республики.

Правительственный план рассчитан на 2014-2016 годы и включает в себя широкий спектр мер по повышению эффективности миграционной политики. В частности, предполагается совершенствование учета и регулирования внешней миграции, создание условий для активной интеграции репатриантов и иммигрантов в социально-экономическую и политическую жизнь страны, оптимизация механизма привлечения высококвалифицированной иностранной рабочей силы, усиление мер по пресечению нелегальной миграции и т.д.

Следует сказать, что введенный в начале 2012 года мораторий на квоты для оралманов породил ситуацию неопределенности. И, видимо, презентованная государственная программа призвана покончить с ней. И это хорошо уже само по себе. Другой вопрос, насколько сами оралманы будут готовы подчиниться достаточно жесткой государственной регламентации. Тут однозначно возникают вопросы этического свойства. Ведь не секрет, что после известных событий декабря 2011 года в Жанаозене в силовом блоке правительства стали проявляться опасения по поводу излишней самостоятельности оралманов в вопросах расселения. Вот как выразился тогда министр внутренних дел Калмуханбет Касымов: "По старой программе мы потеряли где-то нити (слежения) за ними: они приезжали, выезжали в любую область, а сейчас (т.е. по новой программе) будут точно определяться за границей…Сейчас оралман там, за границей, в нашем посольстве определяется, куда он пойдет, в какую квоту войдет, куда приедет. И после этого документы поступают сюда. Здесь уже после этого ему выделяются средства".

В принципе попытки государства упорядочить процессы прибытия оралманов и их последующего расселения не должны вызывать сомнений в плане их правильности и своевременности. Ведь даже неспециалисту понятно, что стихийность в этом вопросе не в интересах ни государства, ни общества. Не секрет, что большинство оралманов стремится попасть в столицу или в областные центры. Там легче найти работу, устроить детей в дошкольные учреждения и школы, получить квалифицированную медицинскую помощь. Одним словом, вкусить все блага цивилизации. Другое дело, что неконтролируемый поток мигрантов усложняет управляемость и в некотором роде размывает внутреннюю консолидацию местных сообществ, что едва ли может понравиться региональным властям.

Сюда же добавляются проблемы, которые базируются на ментальной разнице между местным и пришлым населением. Например, как утверждает известный казахстанский политолог Валихан Тулешов, довольно любопытная в этом плане ситуация сложилась в Карасайском районе Алматинской области, где оралманов происхождением из Младшего жуза стало больше, чем местных. Они привносят свои культурные особенности, что противоречит сложившимся традициям, хотя разница в интерпретации национальной культуры оралманами и местными не должна быть такой видимой, противоречащей их инкорпорации в метрополию. Скорее всего, условные "автохтоны" сами оказались не готовыми исполнить роль принимающей стороны и склонны списывать все негативные явления от непонимания ими оралманов на "отсталость и дикость" последних. И это, по мнению эксперта, может быть косвенным свидетельством того, что региональными властями не была серьезно проработана проблема адаптации и социализации оралманов.

В то же время понятно, что новая программа призвана покончить с бессистемностью государственной политики в отношении оралманов. Будем надеяться, что под нее будут создаваться соответствующая инфраструктура, проводиться постоянный мониторинг ситуации, а сам процесс прибытия оралманов коррелироваться с общими процессами внутренней и трудовой миграции. Только это позволит избежать ситуаций, когда "самостоятельное", а следовательно и неконтролируемое расселение оралманов в регионах, в которых и без того наблюдается переизбыток рабочей силы при одновременной нехватке рабочих мест, не будет повышать градус социальной напряженности на местах. А само понятие "оралман" не будет лишний раз демонизироваться, что, к сожалению, иногда наблюдается и однозначно не способствует внутренней консолидации нашего общества.

Поэтому предлагаемый правительством комплексный подход к разрешению данной проблемы позволяет надеяться на то, что все эти процессы будут наконец-то упорядочены и взяты под твердый контроль.

Справка

По данным Министерства труда и социальной защиты населения, за годы независимости в Казахстан прибыли порядка 944 тысячи оралманов, из которых получили гражданство 860 тысяч человек.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://camonitor.com/archives/11823

02.06.2014 15:44

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Галина Анатольевна Скрипкина

Скрипкина Галина Анатольевна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
На 250 тысяч

человек вырослв численность населения Казахстана за последний год

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31