В энергетике Кыргызстана просвета не наступает. Из года в год переносится решение проблем по износу оборудования, накопления воды в Токтогульском водохранилище и многим другим. Но угроза остаться без света и тепла как висела, так и продолжает висеть над республикой.
О непростой ситуации, путях выхода из нее мы поговорили с Эрнестом Карыбековым, экспертом в сфере экономики.
- В последнее время энергетики говорят о предстоящем маловодном периоде...
- Дежавю какое-то. Один в один повторяется ситуация 2007 года, когда воды в Токтогулке было 12 миллиардов 195 миллионов кубов. На 22 февраля 2013 года объем составил 12,395 миллиарда кубометров. К началу вегетационного периода (1 апреля) в лучшем случае останется 10,6 миллиарда. Если ничего не предпринимать, то накопить необходимое количество воды для следующего отопительного периода не удастся.
Зимой ТЭЦ Бишкека несет базовую электрическую мощность 200 МВт вместо 500-600 МВт, работая в режиме недогруза. До сих пор не отремонтированы котло- и турбоагрегаты. Энергетики ничего не предприняли в этом направлении. По Конфуцию, единственная настоящая ошибка - не исправлять прошлых ошибок.
- Риск введения веерных отключений существует?
- Веерные отключения обязательно будут, поскольку не хватает базовой мощности на севере страны (ТЭЦ Бишкека работает на треть проектной мощности). Даже при введении в строй линии Датка - Кемин дефицит мощности останется. Судя по тому, как складывается ситуация, к 1 октября 2013-го в Токтогулке будет всего 13,5 миллиарда кубов воды. По самому оптимистичному прогнозу, после прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок 2013-2014 годов к апрелю 2014-го года выйдем на 7 миллиардов кубов. О каком экспорте электроэнергии можно будет говорить? На экспортные деньги, как вы знаете, ОАО «Электрические станции» закупает топливо для ТЭЦ Бишкека и Оша.
- Что делать, какие меры предпринять?
- Во-первых, кыргызская энергосистема любыми способами должна остаться в параллельной энергосистеме Центральной Азии, иначе коллапс, о котором сегодня только говорят, может наступить намного раньше, чем ожидается. Во-вторых, нужно загрузить столичную теплоцентраль хотя бы до 400 МВт. Маловероятно, что это сделают, так как на модернизацию практически нет времени. Уроки прошлых лет ничему энергетиков не научили.
В-третьих, следует на ТЭЦ направлять максимальные объемы топлива - сверх тех объемов, которые соседи поставят нам в счет нашего экспорта электроэнергии или воды, так как средств от экспорта не хватит, чтобы закупить нужное количество природного газа, угля, мазута. Это позволит загрузить ТЭЦ Бишкека. За счет этого мы снизим попуски воды с Токтогульского водохранилища. Но этот вариант не пройдет, если не провести надлежащий ремонт теплоцентрали, где работает меньше половины котлов. Время имеет решающее значение. Не исключаю, что потребуется кредит или другой способ финансирования.
В-четвертых, чтобы сэкономить на попусках воды из Токтогулки зимой, нужно импортировать в страну около 2 миллиардов киловатт-часов электричества. Побочный эффект - удар по экономике, потому что дешевле, чем по 3,5-4 цента за киловатт-час, никто электроэнергию зимой не продаст.
В-пятых, необходимо вводить ограничения на электроэнергию. Как я уже сказал, отключения будут. Их вероятность очень велика, поскольку не требуют больших усилий со стороны руководителей энергосистемы.
- Именно проблемы в энергосекторе усугубили ситуацию в 2010-м...
- В 2007-м в Бишкеке прошел саммит ШОС. Тогда я озвучивал варианты выхода из кризиса. Предлагалось также обсудить состояние Объединенной энергосистемы ЦА. Но энергетики предприняли самый легкий способ - веерные отключения. Примечательно, что и в текущем году намечается проведение саммита. Сейчас на его обсуждение необходимо вынести водно-энергетические вопросы.
Задача специалистов - ясно, точно, аргументировано и откровенно донести до глав государств крайне тяжелую ситуацию в энергетике стран ЦА. Уверен, что сильная политическая воля, помноженная на авторитет президентов, на их стремление к объединению, могут решить любую проблему наиболее эффективно и оперативно, в том числе и в энергетике. На предстоящем саммите ШОС вопросы гидроэнергетики будут не последними.
В 2006 году правительство КР во главе с Феликсом Куловым решило построить тепловую электростанцию на угольном месторождении Кара-Кече. Семь лет прошло. Тендер до сих пор не объявлен. Страна горя бы не знала при введении в строй ТЭС, которая обеспечила бы не только надежность работы всей системы, но и сделала бы отрасль привлекательной для инвесторов.
- Поднять отрасль с колен - это возможно?
- Средств и знаний для этого достаточно. Но их нужно эффективно использовать. Ученые-энергетики уже давно бьют тревогу. В настоящее время специалисты Кыргызского научно-технического центра «Энергия» просчитывают, как провести модернизацию котельного оборудования бишкекской ТЭЦ при переводе ее на местный каракечинский уголь наиболее экономно. Затраты только на данном этапе составят 600 тысяч сомов. Модернизация позволит запустить теплоцентраль до номинальных параметров с перспективой наращивания мощности без использования природного газа и топочного мазута.
Минпромэнерго должно скорректировать ценовую политику. Почему электричество экспортируется по заниженным ценам, а газ и уголь покупается по более высоким? Таких цен на электроэнергию, как 2,8 цента за киловатт-час, на оптовом рынке региона просто нет. Стоимость электричества должна соответствовать себестоимости киловатт-часа на ТЭЦ. Цена электроэнергии складывается из стоимости импортируемых энергоносителей. Тогда экспорт покроет расходы на закупку топлива.
- Можно заработать на модернизацию оборудования ТЭЦ и ГЭС, экспортируя электричество?
- В год на экспорте можно зарабатывать на $10-15 миллионов больше, продавая электроэнергию по реальным оптовым ценам. Если перевести часть котлов на местный уголь и передать ТЭЦ одно угольное месторождение, то деньги останутся в стране. Себестоимость киловатт-часа электричества и килокалории тепла будет низкой. В результате появятся средства на текущий ремонт и реконструкцию оборудования генерирующих станций. Раньше Кыргызстан экспортировал в Узбекистан и Казахстан 2,2 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год. Сейчас - 1,5 миллиарда, это максимум, которым могут похвастать энергетики.
- Тариф для населения будет повышен?
- При нынешнем уровне бюджета страны, неэффективной работе энергокомпаний и потерях это невозможно. Будет справедливым для начала навести порядок в отрасли, а потом повышать тарифы. Судя по высказываниям о себестоимости киловатт-часа электроэнергии на новых ГЭС, правительство планирует поднять тариф для внутренних потребителей в 4-5 раз. Весь объем электроэнергии, выработанной на Камбаратинских ГЭС-1,2 и Верхненарынском каскаде, не реализовать на внешних рынках. Следовательно, придется ее реализовывать среди внутренних потребителей. Камбарата-1 предназначена для покрытия зимних потребностей республики, чтобы накопить воду на Токтогульской ГЭС для ирригационных нужд всего региона.
- Строительство новых ГЭС оптимизирует ситуацию?
- В том случае, если найдутся покупатели на электроэнергию, отраслевики наведут порядок в системе, отремонтируют генерирующие станции. Но поводов для оптимизма нет, так как наши энергетики считают достаточными мерами повышение тарифа и ограничение внутренних потребителей.
По данным экологического отчета ООН, объем ледников, питающих Нарын, стремительно уменьшается. Если сейчас годовой сток воды по республике составляет примерно 55 кубических километров, то к 2040 году он уменьшится почти в 3 раза. Это тенденция, которую нужно учитывать при эксплуатации старых и при строительстве новых ГЭС.
Источник: ИА "24.kg"
Правила комментирования
comments powered by Disqus