90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Как кризис на Украине влияет на Центральную Азию?

10.06.2014 20:14

Безопасность

Как кризис на Украине влияет на Центральную Азию?

Аннексия Крыма и продолжающийся конфликт в Восточной Украине вызывает много беспокойств в государствах Центральной Азии.
 

Когда Москва использовалfсвой вес во время войны против Грузии в 2008 году под предлогом защиты самопровозглашенной Республики Южная Осетия, некоторые комментаторы подумали, что президент Грузии Михаил Саакашвили просто просчитался и сделал неверный шаг. Аннексия Россией Крымского полуострова, напротив, подпитывает достаточное возмущение во всем мире. Она также спровоцировала растущую тревогу относительно геополитических амбиций Кремля в отношении бывших советских республиках, вызывая  ударные волны во всем евразийском пространстве, в котором кажущийся грандиозным план президента Владимира Путина по созданию эксклюзивной «сферы влияния» для России в очередной раз попал в центр внимания.
 
Центральная Азия имеет особое геополитическое значение для России, которая инвестировала значительные ресурсы ради сохранения влияния в бывших советских республиках в регионе. Ключевой вопрос заключатся в том, как далеко Москва может пойти в достижении своих интересов в Центральной Азии и, в то же время, насколько республики Центральной Азии могут противостоять посягательствам России.
 
Вода, газ и ракеты
 
Несомненно, экономическая экспансия Китая на запад уравновешивает контроль Кремля над Центральной Азией, вынуждая Путина настраивать свою региональную стратегию. Тем не менее, несмотря на экономическую   балансировку Китаем, Россия по-прежнему является  одним из основных игроков в регионе, страдающей от межгосударственных споров. С этой точки зрения, стратегические усилия Кремля оказались особенно успешными в Таджикистане и Кыргызстане, слабых звеньев в Центральной Азии: Первая пострадала от  гражданской войн в 1990-х, а вторая пережила две революции в последнее десятилетие. Россия пережила тяжелое время по приручению государств Центральной Азии с энергоресурсами - Узбекистана, Казахстана и Туркменистана, - которые используют нефтяные и газовые  богатства для переходя в относительно самостоятельных региональных игроков.
 
Разногласия по поводу водных ресурсов между республиками Центральной Азии часто приводили к дипломатическим проблемам или даже в короткие  пограничные столкновения, в первую очередь между Узбекистаном и его богатыми водой соседями, Кыргызстаном и Таджикистаном. Незавершенные  вопросы по делимитации границ в Ферганской долине постоянно возрождаются, но только лишь для того, чтобы оказаться  под сукном до следующего кризиса, который становится более ожесточенным. Кремль перехватил инициативу и с каждым государством строит  отношения на двустороннем уровне, тем самым превращая региональное разделение в свою пользу.
 
Россия умело маневрировала на разногласиях между Кыргызстаном и Узбекистаном по перераспределению водных ресурсов, заключая сделки о серии генерирующих ГЭС с ними. Контролируемый Кремлем гигант «Интер РАО» согласился инвестировать $ 2 млрд. в строительство массивной ГЭС «Камбар-Ата-1» в Кыргызстане. В июне 2013 года государственная компания «РусГидро» начала строительство ГЭС на сумму $ 425 млн, по поводу которой  бизнес-аналитики ранее выражали скептицизм, назвав его "политическим, а не бизнес" предприятием. Вопросы о финансовой жизнеспособности проекта только усилились  после объявления G7в Брюсселе о более широких санкциях против торговых, финансовых и энергетических секторов России в связи с ситуацией на Украине.
 
Когда-то бывший монополистом в газовых сделках с  Центральной Азией, Кремль начал терять свою власть над трубопроводами в последнее десятилетие из-за продвижения Китая в регион. Богатые ресурсами Туркменистан, Узбекистан и Казахстан успешно диверсифицируют свои маршруты по доставке газа из  России в сторону китайского рынка, в то время как безденежные Кыргызстан и Таджикистан остаются зависимыми от российского импорта нефти и газа. Кыргызстан, например, продал свою управляемую  государством газовую компанию «Газпрому» из России за символическую цену в 1 доллар (включая условие погашения задолженностей и будущие инвестиции) в обмен на гарантированный поставку природного газа. Кроме того, не имеющий выхода к морю Таджикистан получает беспошлинную нефть из России.
 
Россия сохраняет свое военное присутствие, по крайней мере, в некоторых частях Центральной Азии. В Кыргызстане и Таджикистане базируются крупнейшие российские военные объекты в регионе. Министр обороны РФ Сергей Шойгу недавно заявил, что "в последние годы мы работали над укреплением российских военных баз в Таджикистане и Кыргызстане: мы увеличили количество ПВО на авиабазе в Канте, а также 201-я военная база в настоящее время имеет дивизионную структуру".
 
Можно утверждать, что президент Путин одержал крупную победу в Кыргызстане с недавним закрытием американской авиабазы ​​в аэропорту «Манас» в Бишкеке, и который Российская государственная нефтяная компания «Роснефть» планирует выкупить. Президент Узбекистана Ислам Каримов уже давно выразил беспокойство по поводу военного присутствия России в соседних государствах. Пока напряженные отношения Москвы с Ташкентом объясняют желание России по  использованию Кыргызстана и Таджикистана в качестве буферных зон, узбекский лидер остается критиком агрессивного возвращения России в Центральную Азию. Узбекское руководство выступает  против аннексии Крыма.
 
Со своей стороны, Кремль оправдывает свои базы в регионе в свете ухудшающейся политической ситуации в Афганистане. На самом деле, Россия сумела использовать опасения по поводу перелива проблем Афганистана в страны Центральной Азии в свою пользу. В последние месяцы ракетные войска стратегического назначения России передвинули свои ракеты «Искандер» с баллистическими системами малой дальности к границам  Казахстана. Понятно, что Москва серьезно относится к защите своих партнеров по Организации договора о коллективной безопасности для защиты от возможных внешних угроз в Центральной Азии.
 
Украинский кризис в Центральной Азии
 

Россия угрожала ряду стран, в том числе Кыргызстану и Таджикистану, в преддверии голосования по территориальной целостности Украины на Генеральной Ассамблее ООН в марте. Это не случайно то, что две среднеазиатские республики воздержались от голосования, как это сделал Туркменистан - страна с историей дискриминации в отношении ее русского населения.
 
Пока Кремль оправдывает свои действия на Украине  заявив, что она хочет защитить от "угроз" русскоязычное меньшинство; Туркменистан также имеет русскоязычное меньшинство. Однако, Туркменистан наслаждается многомиллиардными сделками по поставке природного газа с Китаем. Присутствие Пекина является решающим фактором в нежелании Путина вмешиваться в богатую газом страну. Личные отношения президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова с государственной Китайской национальной нефтегазовой корпорацией  (CNPC) приковало внимание всего мира в 2013 году, когда китайский гигант нанял американского певца Дженнифер Лопес, чтобы выступить на дне рождения Президента Туркменистана в Ашхабаде.
 
Украинский кризис вызвал переоценку региональной динамики политическими элитами в Центральной Азии с учетом посягательств России на страны ее бывшего советского двора. Узбекистан особенно обеспокоен тем, что последние события на Украине будут означать для его  пограничных споров. Недавние высказывания президента Узбекистана Ислама Каримова на четвертом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), состоявшегося в Шанхае 20-21 мая, отражает  попытку Узбекистана решить существующие межгосударственные конфликты в Ферганской долине. Каримов выразил мнение, что пока конфликтующие стороны не будут участвовать в серьезных усилиях по урегулированию нерешенных проблем, "практически все переговоры будут превращаться во взаимные претензии, и это может продолжаться бесконечно".
 
В том же месте, президент Казахстана Назарбаев поднял ставки по вопросам региональной безопасности и развития, предложив создание Организации по безопасности и развитию в Азии, азиатской альтернативы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Такие заявления могут позволить заглянуть в будущее динамики Центральной Азии, пока лидеры не выработают  общее понимание текущих региональных политических реалий в свете изменений, вытекающих из конфликта на  Украине. Если у России есть генеральный план, чтобы восстановить свою империю, ее продвижение вперед – легкое, как это было с Кыргызстаном и Таджикистаном - может быть встречен с серьезной враждебностью со стороны некоторых других лидеров Центральной Азии.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.inozpress.kg/news/view/id/41792

10.06.2014 20:14

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Малик Калылович Осмонов

Осмонов Малик Калылович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

70%

имамов в Кыргызстане не имеют религиозного образования

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30