Правительство Киргизии начало реализацию "дорожной карты" вступления в Таможенный союз, утвержденную на недавнем саммите в Астане. "По вопросу финансирования мероприятий "дорожной карты" необходимо уточнить необходимые суммы и проработать механизмы получения этих средств из источников, предусмотренных соглашением", — заявил премьер-министр республики Джоомарт Оторбаев.
Напомним, что, что правительство Киргизии приняло решение присоединиться к экономическому союзу Белоруссии, Казахстана и России еще весной 2011 года, однако процесс этой экономической интеграции оказался весьма непростым.
Так еще в декабре прошлого года президент Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что он не согласен с предложенными условиями по вступлению страны в ТС. Он сказал, что необходимо продолжить работу над документом с учетом национальных интересов республики. "Мы будем вступать в Таможенный союз только при условии, что будут выполнены наши требования. По дорожной карте, которую кто-то утвердил, мы вступать не будем. Неужели вы меня не знаете? Продавить со мной что-нибудь невозможно. Уж слишком я закалился!" — не без пафоса заявил лидер государства.
Однако, судя по всему, это грозное заявление Алмазбека Атамбаева было лишь элементом торга, чтобы добиться от Москвы очередных инвестиций. Вкладывать деньги в экономику Киргизии сейчас не решится, пожалуй, ни одно государство. Россия – единственная, кто идет на это, разумеется, в немалой степени, по геополитическим соображениям. Это признал в декабре и сам президент Киргизии: ""Вы должны понимать, что, к сожалению, у нас мало альтернатив, это Украина может выбирать".
Но даже несмотря на "безальтернативность" Бишкека, Кремль все-таки предпочел в очередной раз финансово простимулировать интерес маленькой и нищей среднеазиатской республики к бывшей метрополии. Так Россия выделила Киргизии $1,2 млрд на реализацию "дорожной карты". Соглашение о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции подписано между правительствами Кыргызстана и России.
В рамках соглашения создается киргизско-российский фонд развития, капитал которого формируется российской стороной: 500 млн долларов уставный капитал, не менее 500 млн долларов — заемные средства, еще 200 млн Россия выделяет на безвозмездной основе в течение 2 лет. "Мы готовы помочь, подставить плечо, посмотреть, что мы можем сделать дополнительно, для того чтобы экономику Кыргызстана подготовить к совместной работе" — прокомментировал это решение Кремля Владимир Путин.
Киргизия уже не в первый раз опирается на "российские плечи". Москва списала республике долг в полмиллиарда долларов и пообещала предоставить вооружение киргизской армии на сумму $1,1 млрд. Кроме того, рассматривается вариант и о вооружении милиции.
Напомним, что Киргизия – не единственная страна СНГ, где Москва пыталась укрепить свое влияние с помощью "подкупа". Так, накануне драматических украинских событий, Кремль пообещал Киеву кредит в $15 млрд, однако очень скоро власть там сменилась, и Украина начала искать себе новых друзей. Причем можно с уверенностью сказать, что когда Кремль давал деньги Януковичу, его режим был отнюдь не более шатким, чем сегодняшний киргизский.
По сути эту нищую, раздираемую клановыми противоречиями и бунтами страну можно с трудом считать реальным государством. И внутренняя нестабильность в Киргизии, чье правительство слабо контролирует окраины (если вообще контролирует), – не единственная проблема, которую придется решать после присоединения этой среднеазиатской республики к Таможенному союзу. С Памира сюда бесперебойно и практически беспрепятственно доставляются наркотики. Если система сохранится, то есть опасение, что после присоединения этой страны к ТС единственным реальным "вкладом" Киргизии, станет возрастание потребления в России страшного зелья.
Правила комментирования
comments powered by Disqus