Пятилетка самовнушения
Этот документ стоило бы назвать манифестом оптимизма, или, по крайней мере, концепцией самовнушения. Жить в Киргизии и строить планы даже на ближайшую перспективу могут либо полные идеалисты, либо те, кому это положено по долгу службы.
Кто именно писал стратегию устойчивого развития Киргизии до 2017 года, неизвестно, но президент Атамбаев выдает ее за собственный государственный ориентир. Предполагает он рост экономики и формирование сбалансированной политической системы.
Последнее обстоятельство, пожалуй, отличает эту киргизскую пятилетку от советских. В остальном это все те же благие намерения, только с меньшими основаниями для уверенности в их выполнении. Хотя звучит все на самом деле серьезно и без тени сомнения.
К указанному сроку Киргизия должна стать полноправным экономическим партнером на региональном и международном рынках. Дальше - войти в тридцатку стран с наилучшими показателями по рейтингу ведения бизнеса и возглавить страны СНГ по определению экономических свобод.
Кроме того, системная борьба с коррупцией, настаивают авторы стратегии, непременно позволит Киргизии к 2017 году попасть в число 50 стран в рейтинге наиболее действенного восприятия этого негатива.
В документе также много слов об отдельных отраслях экономики и политики. В частности, запрограммированы реформа судебных и правоохранительных органов, разработка военной доктрины и новой концепции внешней и внутренней политики.
В общем, материал инфраструктурный, с претензией на основательность. Именно ее, как считают политологи, стране до сих пор не хватает. Эксперты весьма скептически относятся к реализации этого плана, даже несмотря на то, что Атамбаев, пожалуй, первый президент, при котором созданы более или менее благоприятные условия для подобных мечтаний.
Россия простила внушительный долг, взялась за подряд по строительству сети гидроэлектростанций. То ли еще будет, говорят в Бишкеке, имея в виду свое вступление в Таможенный союз. Но именно говорят, а не пишут: в стратегии нет об этом ни слова. Может быть, потому, что она должна была стать гимном уверенности исключительно в собственных силах.
Но вот они-то как раз и не позволяют экспертам смотреть на это дело без скепсиса. Киргизия, настаивают они, пока еще слишком далека от устойчивости. И, естественно, еще дальше от устойчивого развития.
Впрочем, концепция для того и нужна, чтобы население решило, что это не так. Как сказал поэт, "И тот, кто на ночь глядя бреется, еще на что-нибудь надеется".
Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Это про Киргизию. Здесь быть президентом и заглядывать в будущее - слишком самонадеянно. Еще ни один глава государства не ушел по своей воле. Исключение - Роза Отумбаева. Но она изначально рассматривалась как временная хранительница очага власти, остальные видели себя исключительно на постоянной основе.
Впрочем, Атамбаев - это отдельная история. Измененная последней революцией конституция отпустила ему только один срок. Собственно, именно поэтому он и ограничил действие устойчивого развития 2017 годом. Не потому, что безоговорочно уверен в исполнении этой доктрины, а потому, что знает: она уйдет вместе с ним. Для него в этой стратегии и политическая тактика - увязать перспективу со своими инициалами. И вряд ли Атамбаев очень захочет выполнить эту пятилетку за три года.
Киргизский политолог Марс Сариев оценил перспективу
Сариев: С моей точки зрения, стратегия эта очень важна, потому что на элитном уровне впервые озвучивается некая "дорожная карта" для населения, для народа, внятная программа, по которой будет идти государство.
Другое дело, насколько она реализуема. Конечно, есть очень большие сомнения, потому что за последние 20 лет провозглашалось очень много громких стратегий, но жизнь шла своим чередом, а планы так и оставались планами, даже получалось, как у Черномырдина: хотели как лучше, а получилось как всегда.
Я думаю, сейчас Киргизия находится на грани исчезновения, на грани превращения в несостоявшееся государство, у которого, как предрекают западные эксперты, нет другого выхода, кроме как выработать внятную стратегию, которая могла бы объединить народ и элиту.
Думаю, что эта стратегия может сработать только в одном случае: если Киргизия войдет в цивилизационный проект под названием Евразийский союз, потому что без него Киргизия несамодостаточна. Любая стратегия не будет реализована из-за таких незначительных вещей, как, скажем, блокада молочной продукции со стороны Казахстана, которая уже ставит Киргизию на колени, или, скажем, поставки газа из Узбекистана.
Киргизия сейчас не сможет реализовать какую-либо долгосрочную стратегию вне рамок Таможенного союза, а в дальнейшем - евразийской модели. Другого выхода нет, мы не самодостаточны.
Источник: http://kyrgyztoday.kg
Правила комментирования
comments powered by Disqus