На грани ономастики
Переименованием всего и вся в Казахстане занялись сразу после обретения республикой независимости. Причем специалистом по ономастике мнил себя каждый, у кого хватало более-менее влияния и средств на то, чтобы увековечить имена своих близких и родственников. Этот процесс был настолько бессистемным и беспорядочным, что в 2008-м власти были вынуждены наложить мораторий на переименования, который был снят в начале прошлого года после подписания главой государства закона об ономастике.
С того момента страну охватила новая волна споров о том, надо ли массово избавляться от привычных названий (что, помимо всего прочего, требует и огромных финансовых средств). Однако какой-то конкретной формулы по упорядочению этой деятельности, похоже, до сих пор не выработано. Во всяком случае, ничего внятного по этому поводу компетентные органы не говорят. К примеру, выступивший на днях вице-министр культуры РК Жанай Омаров лишь сообщил: "Возвращение прежних исторических имен нашим населенным пунктам, географическим объектам - это очень важный вопрос. Работа предстоит большая. Пропорций нет, и устанавливать их никто не будет. Но важно то, что все казахские названия, имеющие историческое и духовное значение, должны быть возвращены стране и народу"…
Вполне возможно, что опасения скептиков в данном случае оправданны. Ведь риск того, что процесс возвращения населенным пунктам их "исконных названий" окажется таким же беспорядочным и безграмотным, как и раньше, очень высок. Да и трудно, а порой невозможно установить, какое название является исконным. Следовательно, велика вероятность общественных волнений (как в случае с попытками переименовать Петропавловск в Кызылжар) и даже межэтнических конфликтов. Учитывая это, мы обратились к казахстанским экспертам с просьбой ответить на вопросы: по какому принципу должно происходить переименование географических объектов, и насколько верна политика государства в области ономастики?
Мурат Абулгазин, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ):
"Необходимость изменения названий городов северных, западных и восточных регионов Казахстана сомнительна"
- В истории человечества всегда имела место практика переименований населенных пунктов, которые происходили после их аннексии иностранными войсками или просто смены власти в государствах. Это считалось необходимым идеологическим и политическим актом утверждения новых "хозяев" или правителей в глазах населения страны и соседей. Сей опыт переняли большевики, пришедшие к власти в России в 1917 году, и их наследники. Тогда эпидемия переименований охватила самые разнообразные объекты - города, села, улицы, организации, чины и т.д. Отменялись любые названия, которые могли напоминать простому люду о "ненавистном" прошлом, о царских временах. Взамен представители новой власти давали этим объектам исключительно революционные названия и имена, вплоть до собственных. А вскоре началась "раскрутка" вождей СССР во главе со Сталиным (почти до обожествления), вследствие чего пошло тотальное присвоение их имен крупным городам, предприятиям и организациям. Затем позорной страницей истории переименований стала кампания русификации населенных пунктов в Поволжье и Крыму после насильственного выселения немцев, татар, греков и балкарцев. Позже были хрущевская оттепель, брежневский застой и горбачевская перестройка, которые внесли свои казусы и анекдоты в историю советских переименований. После 1991 года в ельцинской России этот процесс получил продолжение, но теперь он был направлен на отказ от коммунистического прошлого и восстановление атрибутов, символов и имен царской империи.
Поэтому неудивительно, что в 20-м веке немалое количество объектов в России по нескольку раз меняли свои названия. Это создавало финансовые проблемы бюджетам и неудобства населению.
Естественно, что в новых геополитических условиях другие бывшие республики СССР, стремясь утвердить свою независимость, тоже организовали у себя кампании по переименованию. Они отказывались от коммунистических названий в пользу своих национальных героев и знаменитостей. Не остался в стороне и Казахстан. Надо признать, что здесь резонно сохранили имена деятелей, внесших вклад в жизнь казахов (Брусиловский, Янушкевич). Но не обошлось и без издержек, которые вызвали определенное напряжение в обществе. Прежде всего, речь идет о переименовании населенных пунктов с преимущественно русскоязычным населением.
Как показывает мировая история, подобное явление, приобретающее массовый характер, возникает в тех странах, которые переживают так называемый переходный период со сменой власти, идеологии и политики. Сегодня к ним можно отнести республики бывшего СССР, причем в них (несмотря на то, что они уже почти четверть века живут в условиях независимости) до сих пор сохраняется практика резких "революционных" подходов и решений даже в самых деликатных сферах. Это при том, что все они заявляют о своей ориентации на цивилизованный мир, в котором царствует уважение и толерантность к истории, в том числе и к весьма неоднозначным ее персонажам.
В этой связи я считаю, что возвращение исторических названий населенным пунктам и географическим объектам Казахстана должно осуществляться аккуратно, объективно и без "национал-большевистской" страсти, которую, к сожалению, продолжают демонстрировать госчиновники и деятели от политики. Все мы знаем, что в республиканских и местных органах власти всегда находятся "чинуши-патриоты", которые даже в таких делах любят заниматься показухой, статистикой и пиаром, тем самым подрывая авторитет власти и казахского народа. Необходим учет политических, идеологических и культурных интересов всех социальных слоев, этносов и конфессий, проживающих в настоящее время в данной местности.
К примеру, весьма сомнительной представляется необходимость кардинального изменения названий городов северных, западных и восточных регионов Казахстана, которые в большинстве своем были заложены русскими войсками или существуют под такими названиями более 200-300 лет. Ведь, помимо всего прочего, с этими наименованиями связаны огромный период и огромный пласт казахской истории.
Возможно, что примером, как всегда, стала Россия, на которую с удовольствием "катят бочку" наши национальные патриоты, при этом не стесняясь повторять ее же "заморочки" и "замашки", в том числе большевистского или популистского толка. Имеются в виду частые переименования городов в стремлении вычеркнуть из памяти людей то царское, то советское, то даже "хрущевское" или "ельцинское" прошлое. Так, Санкт-Петербург стал Петроградом (на волне антигерманских настроений, вызванных началом первой мировой войны), затем Ленинградом и опять Санкт-Петербургом. Не удивлюсь, если ему снова вернут имя Ленина. Или вот, скажем, Царицын стал Сталинградом, затем Волгоградом, а теперь поднимается вопрос о возвращении городу названия "Сталинград". Ясно, что все это делается для подъема патриотического духа или, правильнее будет сказать, оживления исторической памяти населения России в условиях обострения ее отношений с Западом. Но даст ли это что-нибудь реальное молодым поколениям, кроме путаницы?
Кстати, необъективное отношение к истории можно наблюдать почти во всех бывших республиках СССР. К примеру, в России постоянно говорят о татаро-монгольском иге, забывая, что в этот период происходил расцвет православия и ее культуры. Украинцы и грузины в годы независимости вдруг заговорили о колонизации со стороны России, начисто забыв подробности своего процветания под протекцией грузинского и украинского лобби в Москве. Впрочем, чему тут удивляться, ведь все мы из "совка".
И вообще, активное муссирование этой темы в настоящее время вызывает серьезные вопросы, на которые трудно найти ответы. Например, что дадут переименования с точки зрения политики, экономики, международного авторитета Казахстана, воспитания патриотизма? Поможет ли это вернуть казахскую молодежь в родные города и особенно в село? Позволят ли новые шаги в данном направлении сплотить население страны и сохранить стабильность в ней?
За 23 года независимости история казахского народа получила достаточно полное отражение в названиях улиц и отдельных населенных пунктов. Думаю, что многовековая жажда к независимости и "юношеское" стремление к самоутверждению уже удовлетворены. И теперь прежние резкие подходы уже не будут красить "повзрослевшую" страну, а, кроме того, в нынешней геополитической ситуации в мире и на постсоветском пространстве они таят в себе еще и провокационную опасность. Как наглядно показывают события в Украине, любая страна, где обострены социальные, межэтнические и межконфессиональные отношения, легко может оказаться жертвой борьбы между мировыми центрами силы. Поэтому политическая стабильность, о чем часто говорит президент Казахстана, - это действительно реальная ценность, которую нужно беречь.
Анар Фазылжанова, заместитель директора Института языкознания имени А.Байтурсынова:
"Топонимы - это не просто названия населенных пунктов, но и мощнейшие идентификаторы"
- Чтобы проводить реформы в ономастическом пространстве, необходимо четко определить приоритеты, для чего это делается и насколько это будет полезно нашему обществу. Тем более если вопрос касается переименования населенных пунктов. Это очень непростой и важный процесс, очень значимый для нашего народа, для его духовного развития. Почему? Потому что названия поселений, городов - один из основных идентификаторов (механизм формирования национальной идентичности). Иначе говоря, если мы хотим создать общество, которое идентифицирует себя со своей страной, культурой, то следует учитывать все эти моменты.
Сколько бы ни говорили, что у нас много национальностей и конфессий, Казахстан является унитарным государством. Базовой его культурой была и будет культура казахского народа. Именно он является государствообразующим этносом с высокой миссией консолидации вокруг себя представителей других диаспор, проживающих на территории нашей единой страны. И именно ему испокон веков принадлежала и принадлежит территория Казахстана. Это доказывают старые названия аулов, городов, рек, озер и т.д. И если мы начнем возрождать все эти исторические названия, то тем самым будем закреплять принадлежность этих территорий к Казахстану, а не к какой-то губернии царской империи. Именно во времена колонизаторства у нас и появились новые названия поселений, которые звучали не по-казахски (например, Павлодар).
Причем данный процесс будет эффективным и плодотворным в том случае, если он будет осуществляться параллельно с процессом национального возрождения, возрождения культуры. Самое интересное, что это мы сейчас и наблюдаем. И не надо путать данный процесс с казахским национализмом. Следует смотреть на вещи глобальнее. Это есть этнизация. Его локальное отражение в Казахстане называется казахизацией.
Сегодня этнизация происходит во всем мире, во всех государствах. Это нормальное явление, естественный ответ на глобализацию. В природе ничего не существуют однобоко. Если есть какая-то сила, то в противовес ей обязательно появляется другая сила. То есть в ответ на экономическую интеграцию зародилась противостоящая тенденция, которая называется этнизацией. В ее основе лежит заинтересованность в сохранении и преумножении самобытной этнической культуры.
Само гражданское общество чувствует, что надо сохранять национальный язык, собственную культуру, чтобы не раствориться в серой потребительской массе. И процесс казахизации нельзя рассматривать локально. Это такая же глобальная тенденция, как глобализация. Поэтому закономерно, что наше государство реагирует на это и поднимает вопросы ренессанса ономастического пространства.
Что касается возвращения названий географических объектов, то это очень трудоемкий процесс. К этой работе обязательно должны быть привлечены ученые лингвисты-ономасты, историки, культурологи, которые занимаются исследованиями в данной области, и социологи, изучающие общественное мнение. Плюс необходимо организовать разъяснительную работу в СМИ и интернет-ресурсах для полной осведомленности нашего народа о культурной, этнокультурной, геофизической, исторической основах реанимированных исконных названий тех или иных объектов.
Следует также отметить, что ономастические названия делятся на две большие категории: космополитические и национальные. Когда Лужков, будучи мэром Москвы, приехал в Алматы и увидел рекламные баннеры, таблички и афиши, из его уст вырвалось: "Это трущобы Америки!". И действительно, многие наши кафе, рестораны, объекты торговли имеют иностранные названия, то есть относятся к космополитонимам. Они чужды национальной культуре, поэтому наш житель их не воспринимает. Таким образом, имиджу этих объектов причиняется вред.
Если мы хотим сформировать национальную идентичность, то нужно с особой серьезностью относиться к топонимическим названиям. Топонимы - это не просто названия населенных пунктов, но и мощнейшие идентификаторы, способствующие консолидации нашего народа в единое государство с единым будущим.
Максат Ильясулы, заместитель председателя Казахского национального совета:
"Ономастика имеет прямое отношение к государственной безопасности"
- Казахи издавна придавали важное значение именам, будь то наречение ребенка или название города. Они учитывали смысл имени и его большую роль в будущей жизни. Поэтому даже в ХХІ веке к названиям местностей, городов, районов, областей и улиц мы должны относиться с большим вниманием.
Казалось бы, безобидные, на первый взгляд, наименования могут обрести широкий политический резонанс и выйти на уровень государственной безопасности. Например, российский ультра-патриот Эдуард Лимонов заявил: "Скажем, город Уральск, ранее называвшийся Яик, Яицкий городок, бывший, кстати сказать, центром пугачевского восстания, какого черта он должен принадлежать Казахстану? Или Актюбинск, или Петропавловск, или Семипалатинск, или Павлодар или Усть-Каменогорск... Это русские города".
Ясно, что такая ситуация представляет угрозу конституционному строю, территориальной целостности и единству нашего государства.
В эпоху СССР для осуществления господства над малыми народами, идеологического пресса и подавления их национального самосознания принято было давать населенным пунктам названия, не имеющие ничего общего с их национальной принадлежностью, культурой, историей. Поэтому у нас было достаточно много таких названий, как "Ленин", "Маркс", "Энгельс", "40 лет Октября" и так далее.
К сожалению, несмотря на то, что Казахстан стал независимым государством, подобные названия по сей день сохраняются во многих областях. Уже не один год ведутся разговоры о необходимости переименования "Киевки", "Вишневки", "Кондратьевки" и т.п., которые не имеют никакого отношения ни к нашей истории, ни к национальности, ни к государственности.
Несколько лет назад были озвучены предложения ученых, интеллигенции о переименовании Павлодара в Кереку, Петропавловска в Кызылжар. Вот что говорит по этому поводу доктор филологических наук, профессор Турсын Журтбай: "Названия Усть-Каменогорск, Павлодар, Петропавловск были даны по указу царя. Для нас эти указы сейчас не действуют! Их можно аннулировать другими указами. Разве у этих городов нет своих исторических названий?! Усть-Каменогорск - Коктас, Павлодар - Кереку, Петропавловск - Кызылжар…". Ему вторит доктор философских наук, профессор Гарифолла Есим: "Решение о переименовании Павлодара правильное. Павел - ничем не примечательный царь в русской истории. Поэтому нужно вернуть городу его прежнее название - Кереку. Мой дед Есим (он родился 140 лет назад) говорил: "Когда мы были маленькими, Кереку именно так и называли". Необходимо задуматься и над названием города Усть-Каменогорск. Вероятно, Оскемен - это и есть Усть-Каменогорск на казахский лад".
Я полностью поддерживаю предложение вице-министра культуры РК Жаная Омарова о возвращении городам, областям, районам их исторических названий. Его поддерживает в целом казахское общество. В прошлом году на Курултае представителей народа обсуждалась данная тема, были выдвинуты соответствующие требования властям. И они должны быть выполнены.
Сая Шакимурат, жительница Талгарского района:
"Поселок переименовали, а проблемы остались"
- Я каждый день езжу по Талгарской трассе. Отрезок моего пути пролегает вдоль поселка Туздыбастау Талгарского района Алматинской области. Мое внимание всегда привлекает бюст Михаила Калинина, установленный совсем недалеко от дороги. При его виде тут же приходит мысль о том, что ранее поселок носил имя "всесоюзного старосты".
В 1990-е годы населенный пункт переименовали, и теперь он называется по-новому, но проблемы-то остались старые. Рассуждать о том, сколько денег было израсходовано на то, чтобы сменить название, я не стану. Но подозреваю, что немало. Может быть, следовало потратить эти средства на то, чтобы подвести к домам сельчан воду? Все, кто живет в Талгарском районе, знают: в поселке проблемы с питьевой водой. Люди в наш 21-й век продолжают таскать ее флягами. И делают это в основном либо женщины, либо дети.
Похожие сцены я неоднократно видела и в других переименованных поселках нашего района. Может, я не вижу "дальше своего носа", и мне как простому обывателю всего не понять, но как можно расходовать немалые средства на переименования улиц, поселков, городов в то время, когда не решены простейшие вопросы обеспечения жителей водой, газом, электричеством?
Правила комментирования
comments powered by Disqus