Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев наложил вето на закон «О ледниках», лоббируемый группой депутатов во главе с членом фракции СДПК Эркингуль Иманкожоевой. Однако группа, по всей видимости, сдаваться не намерена. В Жогорку Кенеше создана очередная комиссия - на этот раз согласительная, чтобы вето преодолеть. Основной аргумент, который авторы приводят в свою пользу: не будет принят закон - пострадает экология, а кыргызстанцам грозит вымирание от нехватки воды. Эксперты же утверждают, что в случае принятия документа рухнет и без того колченогая экономика, а мечты о развитии горнорудной отрасли и инвестициях можно похоронить под ее руинами. ИА «24.kg» обратилось к специалистам и депутатам с просьбой ответить, так ли страшен черт, как его малюют инициаторы документа, и что будет со стратегическим горнодобывающим сектором, если проект закона пройдет.
Валентин Богдецкий, эксперт:
- Этот закон был разработан специально под «Кумтор». Но если он будет внесен на палату в том виде, какой он сейчас, и народные избранники проголосуют, то это будет удар по всей горнорудной отрасли. Большинство месторождений расположено на высоте 3 тысячи метров над уровнем моря, в районе ледников и мерзлоты. Если документ пройдет, то такие рудники, как «Кумтор» и «Джеруй», просто выпадут из разработок, и мы потерям миллиарды долларов. Поэтому закон может быть принят только с условием учета особенностей развития горнодобывающего сектора.
Айылчы Сарыбаев, директор Института экономики и финансов, доктор экономических наук:
- В истории с законом «О ледниках» правы обе стороны - и президент, и депутаты. Конечно, надо учитывать экономический аспект, я не могу с этим не согласиться. Но, в то же время, если этот документ не будет поддержан и депутаты не преодолеют вето, пострадает экология. Кто возместит ущерб? Все компании, кто приходит к нам со своими инвестициями и участвует в разработке рудников, должны подчиняться законам Кыргызстана. Почему руководству «Кумтора» не перейти на закрытый способ добычи золота, как это принято во всем мире?
Орозбек Дуйшеев, президент Ассоциации горняков и геологов:
- Президент правильно наложил вето. У нас есть «Кумтор», который в случае одобрения этого законопроекта просто встанет. Да, этот документ соответствует международным нормам, но, повторяю, нельзя сбрасывать со счетов уже начатые разработки, в частности, на «Кумторе». Пусть авторы внесут в предлагаемую инициативу пункт о том, что этот закон производство на «Кумторе» не затронет. И потом, что это за глупости, что мы потеряем ледники? Они просто будут передвинуты в процессе производства. Вода так же будет поступать в реку Нарын, не изменяя своего русла.
Эркингуль Иманкожоева, депутат парламента:
- Президента специально вводят в заблуждение всякого рода эксперты, утверждая, что в случае приятия закона «О ледниках» производство на «Кумторе» остановится. В этом документе вообще нет ни слова про «Кумтор». Но если мы потерям ледники, то мы потерям будущее. Мы требуем, чтобы при разработке месторождений проводилась так называемая внутренняя добыча, а не снималось золото с поверхности. Норма о подземной разработке прописана в постановлениях Жогорку Кенеша по «Кумтору». Во всем мире компании ведут подземную выработку. В Аргентине вообще запретили добывать руду вблизи ледников и в районе вечной мерзлоты, чтобы не нарушать экологию. Мы же просим пересмотреть только способ добычи.
Абдыкалык Рустамов, заместитель директора Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства:
- В этом законе есть две статьи, которые противоречат друг другу. Одна из них говорит об ограничении ведения хозяйственной деятельности в приледниковой зоне. Другая - о полном ее запрете. Более того, необходимо привести нормы документа в соответствие с Водным кодексом и Законом «О воде». Конечно, ледники нужно охранять. Это с одной стороны. С другой, когда закон вступит в силу, это негативно отразится на развитии горнорудной отрасли, и наша экономика пострадает. А без крепкого и стабильного экономического роста решать проблемы в сфере экологии невозможно. На эти цели нужны деньги, в них все упирается.
Эльдар Таджибаев, председатель Центрального комитета горно-металлургического профсоюза:
- Депутаты не могут не понимать, что одной из причин вероятной остановки производства на «Кумторе» может явиться принятие закона «О ледниках». Поскольку тогда будет запрещена любая производственная деятельность по разведке и разработке недр, в том числе и в приледниковой среде. Для добычи золотосодержащей руды необходимо постоянно осуществлять вскрышные работы по выемке льда на леднике Давыдова. В противном случае рудник встанет.
Дуйшенбек Зилалиев, глава Госагентства по геологии и минеральным ресурсам:
- Мы не выступаем против закона «О ледниках». Но мы против пункта, говорящего о полном запрете хозяйствующей деятельности в приледниковой зоне и районах вечной мерзлоты. И еще один момент. В феврале парламент одобрил реестр стратегических объектов. Пять из 21-го - это месторождения. То есть возникает коллизия и следующие за ней разногласия. Поэтому я и говорю, что нужно документ доработать. Но в целом он правильный.
Курмат Таштаналиев, заведующий кафедрой экономики горного производства Кыргызского горного института:
- В принципе, осуществлять добычу природных ископаемых подземным способом вполне приемлемо. Да, это более дорогостоящая процедура, но она поможет сохранить нам наши природные богатства. В частности, речь идет о ледниках. Большинство месторождений находится близко к поверхности ледников и снежников, и поэтому чтобы не допустить их сдвига, нужно применить закрытый путь освоения недр
Правила комментирования
comments powered by Disqus