С тех пор как глава Кыргызстана объявил дату вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, прошел месяц. За это время для реализации пунктов Дорожной карты не сделано практически ничего. Чиновники правительства и министры проехались по регионам, в очередной раз на поднадоевших круглых столах рассказали о плюсах и минусах приближающейся интеграции и в сотый раз сошлись на том, что иного выхода кроме как выполнить негласное поручение президента у них нет.
Между тем не совсем ясно, с чего Министерство экономики начнет и сможет ли собственными силами реализовать задуманное. Или нам опять придется просить помощи у соседей, но теперь уже интеллектуальной?
Успеть за 5 месяцев
Дорожная карта по присоединению КР к ТС утверждена решением Высшего Евразийского экономического совета 29 мая в Астане. С этого момента начался отсчет, приближающий республику к долгожданному, но неизвестному. Одни как апокалипсиса опасаются наступления 2015 года, уверенные, что и без того нищая страна станет еще беднее. Другие же, напротив, оптимистичны и ждут чудес. Увы, и в первом, и во втором случаях это лишь иллюзия. Чтобы избежать плачевных последствий, нужно работать, засучив рукава. И чтобы добиться процветания, следует трудиться еще больше.
А для начала Кыргызстану предстоит разобраться с Дорожной картой и начать ее выполнять. Состоит она из 10 разделов, таких, как таможенное администрирование, техническое, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, санитарная, ветеринарная, фитосанитарная безопасность, транспорт и инфраструктура, компенсационные меры, торговая политика, статистика и другие мероприятия по развитию инфраструктуры. К тому же следует привести законодательство в соответствие с соглашениями ТС, разработать механизмы распределения между государствами ТС суммы таможенных пошлин, отменить на кыргызско-казахской границе контроль, определить сроки переходного периода до вступления в силу технических регламентов.
Кыргызстан надеется на определенные преференции, но и просить много чревато последствиями. «Если Кыргызстан внесет в список изъятий слишком много товаров, рынок в Казахстан так и не откроется, - считает заместитель министра экономики Данил Ибраев. - Когда Казахстан вступал в объединение, у него было около 400 изъятий. Сейчас их число сократилось. Мы понимаем, что если у нас изъятий будет больше, граница с Казахстаном так и не откроется. Три страны обеспокоены, что товар пойдет реэкспортом. Для республики важно, чтобы товар беспрепятственно проходил границу в страны ТС. Предварительно у нас в списке изъятий 2 тысячи позиций - необходимых для Кыргызстана товаров. Мы разделили их на группы: особо необходимые товары и те, которые подвержены реэкспорту. Мы будем отстаивать свои позиции».
Амбиций у КР много, но упираться рогом и не сдвигаться с мертвой точки тоже невыгодно. Как-никак деньги на реализацию Дорожной карты и создание Фонда развития уже выделены, а значит, противиться КР уже права не имеет. Уже начата работа по строительству логистических центров, проводится инвентаризация лабораторий. Однако сроки их ввода еще не определены. Чиновники лишь решают, на базе каких лабораторий будут созданы центры сертификации. Также Минпромэнерго и Минсельхоз - основные ведомства, которым придется решить, на что потратить $1 миллиард, разрабатывают первостепенные проекты. Задача не из легких, но назад пути нет. И какие бы сложности не возникли, Кыргызстан дал обещание вступить в объединение в январе 2015 года.
Упрямая статистика
Тем не менее члены Евразийской экономической комиссии подтвердили, что невыполнимых пунктов в Дорожной карте по вступлению КР в ТС нет. По словам заместителя директора департамента развития интеграции ЕЭК Сергея Шухно, все, что прописано в документе, прошло согласование. «Кыргызстан в силе реализовать Дорожную карту в установленные сроки. В результате откроется многомиллионный рынок, куда республика может экспортировать произведенный товар», - отметил он.
На самом деле создание выгодных условий торговли без таможенных границ является одним из преимуществ объединения, в котором будут применяться единые требования и документы, подтверждающие безопасность продукции, для наращивания экспорта. Но сможем ли мы производить высококачественный товар? Одно дело - построить логистические центры, другое - выпустить продукцию, которой можно было бы выдать сертификат качества.
Пока экспорт в страны ТС только сокращается и становится затратным из-за принятия новых соглашений и правил. По данным Минэкономики, в 2013 году по сравнению с 2010-м он снизился на 21,5 процента. Объемы реэкспорта тоже сокращаются. По данным таможенной статистики, снижается импорт рынков «Дордой» и «Кара-Суу». С декабря по апрель 2014 года объемы торговли на рынке «Дордой» резко упали. В настоящее время туда ежедневно заезжает не более 50 грузовых машин с товаром, в то время как в предыдущие годы рынок принимал 150-200 машин. Импорт из Китая в 2012 году составил 401,9 тысячи тонн, а в 2013-м - 329,9 тысячи. Однако при вступлении в ТС внешняя торговля с Китаем сократится из-за невозможности дальнейшего осуществления реэкспорта, хотя сейчас 80 процентов импорта из КНР в КР уходит в страны ТС. Как следствие, предприниматели потеряют рынок сбыта и наработанные торговые связи, возрастет безработица среди тех, кто занят на крупных оптовых рынках и в секторе мелкого предпринимательства. В то же время увеличится дефицит бюджета из-за снижения налоговых платежей.
О «младших» и «старших»
На одном из круглых столов казахстанский эксперт Расул Жумалы попытался раскрыть все карты «коварного плана» России по лишению стран СНГ суверенитета. «Для Беларуси интеграция - это экономический проект, она выиграла, а Казахстан проиграл и потерял часть независимости. После вступления в ТС торговый баланс в РК был нулевым, то есть сколько покупалось продукции, столько же и продавалось. Ранее мы могли закупать часть товара в Китае и выравнивать цены. Теперь же мы этого сделать не можем. Все нужно согласовывать с наднациональным органом, который возглавляет Россия, - отмечает эксперт. - Также вводятся жесткие санитарные нормы. Если в одном мясном продукте найдут бактерии, то Россия полностью запрещает ввозить мясо из РК. За 4 года в Казахстане дважды произошла девальвация национальной валюты. Россия не готова к равноправному диалогу и интеграции. У нее роль «старшего брата», остальным государствам отдана роль младших».
В довольно резкой форме Расул Жумалы продолжил: «Таможенный союз - это политический заказ, а социальные и экономические приоритеты должны его обслуживать. В 2009 году люди и эксперты недооценивали риски, которые несла интеграция, многие воспринимали Таможенный союз как объединение таможенников. Но после создания ТС они на своих кошельках ощутили его недостатки. Были обещания построить крупные предприятия, но в реальности ничего не произошло. Говорили, что усилится конкуренция трех стран, цены снизятся. Но в Казахстане цены поднялись на 50 процентов. В сложной ситуации оказались предприятия малого и среднего бизнеса. Они обанкротились и закрылись».
По его словам, были моменты, когда Казахстан и вовсе намеревался выйти и объединения. Поэтому из договора о Евразийском экономическом союзе убраны политические аспекты.
Впрочем, не стоит забывать, что именно Нурсултан Назарбаев является инициатором создания ТС.
Как из минусов сделать плюсы?
Существует и альтернативное мнение, подкрепленное цифрами, что евразийская интеграция не создавалась для обогащения одной страны. По данным Евразийской экономической комиссии, в мае 2014 года по сравнению с прошлым годом цены на товары и услуги в целом по ТС и ЕЭП выросли на 8,1 процента. За месяц прирост цен составил 0,9 процента.
Наибольший рост цен зафиксирован в Беларуси, особенно на продовольственные товары и платные услуги - 19,1 процента и 39 процентов соответственно. В Казахстане по сравнению с другими государствами - членами объединения отмечается наименьший рост цен - 6,8-7 процентов. В России продовольственные товары подорожали на 9,5 процента, непродовольственные - на 5,1, платные услуги - на 8,4 процента.
Аналитики Академии управления при президенте КР установили, что Кыргызстан имеет гораздо больше тарифных позиций, которые дают преимущество в торговле с Казахстаном и Россией, чем с Китаем. У КР есть наибольшие преимущества в сельском хозяйстве, текстильной отрасли. В перспективе они могут стать ключевыми. Изменив торговлю, рост производства в республике, по прогнозам, может достичь 8,8 процента.
Россия, Казахстан, Беларусь перешли на следующий этап интеграции - создание Евразийского экономического союза. В настоящее время договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства составляют более 100 международных договоров. Эволюция ТС и ЕЭП в Евразийский экономический союз, как и стремление к объединению Кыргызстана и Армении, отражает динамичное развитие интеграционных процессов на евразийском пространстве. В отличие от КР Армения уже завершила реализацию Дорожной карты и готовится вступить в ЕЭС. На прошедшем заседании евразийской комиссии в Сочи большое внимание уделялось Армении. С Кыргызстаном же проводились консультации, ведь определенных наработок пока нет. Следуя армянскому примеру, у республики есть шанс успеть в срок. Главное - не запутаться в плюсах и минусах интеграции.
Правила комментирования
comments powered by Disqus