90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

ИАЦ "Кабар": Позиция Узбекистана, сравнимая с газовым шантажом, вынуждает Кыргызстан принимать меры

08.07.2014 18:37

Политика

ИАЦ Кабар: Позиция Узбекистана, сравнимая с газовым шантажом, вынуждает Кыргызстан принимать меры

За годы независимости южный регион Кыргызстана отключался по разным причинам от газоснабжения не единожды. И в первые дни прекращения Узбекистаном подачи природного газа на юг Кыргызстана в этом году чиновники Кыргызстана посчитали этот шаг соседней республики обычным рабочим моментом, вызванным окончанием срока действия прежнего договора. Именно поэтому обещания народу решить вопрос в кратчайшие сроки сыпались как из рога изобилия. И основания для оптимистических прогнозов были. Так, в середине апреля другой поставщик газа – Казахстан - продлил контракт на поставку газа в Кыргызстан на 2 квартал 2014 года без никаких проблем. Согласно договору, АО «КазТрансГаз» обязался поставить в республику 100 млн кубометров газа по $224 за 1 тысячу кубометров, в то время как у Узбекистана цена за газ $ 290 за тыс. кубометров.

Формальным поводом для затягивания решения вопроса послужил тот факт, что в начале апреля был подписан договор о продаже предприятия ОАО «Кыргызгаз» российской компании «Газпром». Поэтому после первых же неудачных попыток правительства республики договориться с Ташкентом к переговорам была подключена российская сторона. Ведь «Газпром» покупает топливо у трех центрально-азиатских стран — Узбекистана, Туркменистана и Казахстана в объёме примерно 33 млрд. кубометров в год. И поэтому, как считали эксперты, найти компромисс руководству компании будет легче. Но узбекская сторона продлевать соглашение не спешит.

На самом деле, как потом оказалось, газовый кризис был вызван наличием ряда спорных вопросов во взаимоотношениях двух соседних государств. Правда, никакие разногласия не оправдывают откровенный шантаж, к которому прибегли власти соседней республики, выдвинув ряд условий для возобновления поставок «голубого топлива». Эти условия оказались неприемлемыми для официального Бишкека и теперь, по всей видимости, вопрос газоснабжения южного региона властям страны придется решать совместно с российским «Газпромом» кардинальным путём – построить новый газопровод из Казахстана на юг страны через Таласскую область, о чём сказал президент Алмазбек Атамбаев в ходе своей поездки в Джалал-Абадскую область страны.

«Мы не будем ничего просить. Я думаю, что народ поймет и поддержит нас. По возможности мы установим газовые баллоны жителям частных и двухэтажных домов. Если же не сможем, то дадим двухкомфорочные электроплиты на два года. Мы видели времена и похуже", - заявил тогда А. Атамбаев.

Одним из выдвинутых Ташкентом условий называется отказ от участия в строительстве четвёртой ветки магистрального газопровода Туркменистан – Китай, который пройдёт по маршруту Туркменистан — Узбекистан — Таджикистан — Кыргызстан — Китай, (т.е. минуя территорию Казахстана) с проектной пропускной способностью 30 млрд кубометров в год, причем 5 млрд — это доля узбекского газа. Китайско-таджикское соглашение о её строительстве было подписано главами государств 3 сентября 2013 г в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Ашхабад.

Соответствующий договор о транзите газа через территорию Кыргызстана был подписан также осенью прошлого года министром энергетики и промышленности Кыргызстана Осмонбеком Артыкбаевым и председателем госкомитета по делам развития и реформ КНР Сюй Шаоши. После ввода в эксплуатацию этой ветки Кыргызстан будет получать ежегодную арендную плату за транзит в объеме 40 млн долларов.

В настоящее время туркменский газ подается по двум веткам газопровода Туркменистан–Узбекистан–Казахстан–Китай, который был сдан в эксплуатацию в декабре 2009 года. Поставки в Китай природного газа уже осуществляются по третьей ветке («С») газопровода, пропуск газа по которому пока составляет 7 млрд кубометров в год. По данным Китайской национальной нефтегазовой корпорации, при проектной загруженности в 25 млрд кубометров по газопроводу будет перекачиваться 10 млрд кубометров из Туркменистана, 10 млрд кубометров газа из Узбекистана и 5 млрд кубометров из Казахстана.

За период эксплуатации четвертой ветки газопровода Кыргызстан получит за транзит газа по территории республики $2 млрд 158 млн, о чём сообщил на заседании комитета парламента Кыргызстана по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию его председатель Кожобек Рыспаев. Но использовать газ для своих нужд республика не сможет. Как объяснил замминистра экономики КР Адылбек Касымалиев, туркменский газ очень дорогой, его покупают по 360 долл. за 1 тыс. куб. м, а Кыргызстан сейчас покупает газ в среднем по 250 долл.

Проект, однозначно, взаимовыгодный, поэтому отказываться от него никто не собирается. По мнению политологов, продвигая проект газопровода Туркменистан–Китай через территории Таджикистана и Кыргызстана, Пекин реализует свою долгосрочную стратегию, направленную на решение геополитических задач, в том числе экономической привязки к себе важного региона. Для этого реализуются и другие проекты по строительству транспортной инфраструктуры - автомобильных и железных дорог. Конечно, для Узбекистана транзит газа через территорию двух соседних республик, с которыми отношения не самые теплые в силу наличия спорных вопросов, не желателен. Зачем добровольно отдавать в руки оппонентов такой весомый аргумент, которым, кстати, Ташкент пользуется без зазрения совести.

Кроме этого, в прессе озвучивались версии о том, что Узбекистан требует прекратить реализацию проекта по строительству Камбар-Атинской ГЭС-1. Здесь противоречия сложились благодаря географическому расположению стран региона – на территории Таджикистана и Кыргызстана находятся верховья рек, которые затем продолжают своё течение в Узбекистане и Казахстане. Ещё на этапе проектирования этих объектов Ташкент, ссылаясь на возможные негативные экологические последствия, выступал против реализации крупных гидроэнергетических проектов в Кыргызстане и соседнем Таджикистане (Рогунская ГЭС). Чтобы заручиться поддержкой мирового сообщества, министр иностранных дел РУз поднял этот вопрос даже на заседании Ассамблеи ООН, потребовав проведения международной экологической экспертизы проектов.

При этом, в октябре прошлого года Узбекистан отказался от участия в обсуждении вопросов, касающихся строительства Камбар-Атинской ГЭС-1, о чём сообщил журналистам заместитель министра иностранных дел Кыргызстана Аскар Бешимов. "В течение 2013 года прошел ряд встреч представителей стран верховья и низовья реки Нарын, на которых обсуждались технические параметры Верхненарынского каскада ГЭС и Камбар-Атинской ГЭС-1. Узбекской стороне было направлено приглашение на встречу, но оно не было принято", - заявил А.Бешимов.

Ясно, что подобные вопросы решаются на основе сближения позиций путём проведения консультаций и переговоров. И при уважении взаимных интересов, но не методами экономического давления. Да и интересы здесь общие. Так, на состоявшейся недавно в Душанбе региональной конференции «Обмен опытом в области энергетического сотрудничества» заместитель министра энергетики и водных ресурсов РТ Пулод Мухиддинов заявил, что реализация крупных энергетических проектов позволит не только Таджикистану, но и многим странам региона добиться стабильного развития и устойчивого энергоснабжения. В работе конференции приняли участие представители Таджикистана, Афганистана, Узбекистана, Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана и ряда международных организаций.

На конференции были обсуждены и возможности создания в Таджикистане в 2015 году «Центра энергетической дипломатии». Как отметил в своем выступлении на мероприятии глава Бюро ОБСЕ в Таджикистане Маркус Мюллер, данный центр позволит улучшить диалог и повысить взаимное доверие стран региона по водно-энергетическим вопросам. В контексте обострившихся противоречий создание подобного органа становится очень актуальным, так как ясно, что все спорные вопросы должны решаться дипломатическими методами без шантажа и давления, к которым прибегает Ташкент.

Так, власти Узбекистана, время от времени, говорят о возможном выходе из единого энергетического кольца, а в этом случае юг Кыргызстана может остаться без электричества, поскольку жители южного региона получают электроэнергию через линии электропередач, проходящие по территории соседней республики. Совсем недавно в СМИ появилось сообщение со ссылкой на официальные источники, что Ташкент снова грозится пойти на этот шаг в ответ на заявление правительства Кыргызстана о возможном перекрытии Наманганского канала в связи с необходимостью его ремонта.

На фоне подобных угроз намерения Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана восстановить единую энергетическую систему Центральной Азии без Узбекистана, о чём было сказано на упомянутой конференции в Душанбе, выглядят вполне оправданными. Как сообщают таджикистанские СМИ со ссылкой одного из чиновников Госэнергохолдинга РТ, сейчас Казахстан и Кыргызстан выступают за восстановление этой системы по линии Таджикистан - Датка (Кыргызстан) - Шымкент (Казахстан), минуя Узбекистан, что даст возможность обмениваться электроэнергией со странами региона и реализовывать ее излишки летом.

Известный закон физики «действие рождает противодействие» вполне применим и к международной практике. Желание одной стороны использовать экономические рычаги для продвижения своих интересов вынуждает другую сторону предпринимать ответные меры, направленные на нейтрализацию угроз. В нашем случае меры означают ликвидацию газовой зависимости. Но в любом противостоянии теряют обе стороны, а потому альтернативы взаимовыгодному сотрудничеству нет. И если отбросить в сторону обиды, амбиции и взаимные претензии, то всегда можно прийти к компромиссному решению, которое устроит обе стороны. Было бы только взаимное желание обязательно договориться.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.kabar.kg/kabar/full/79431

08.07.2014 18:37

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Аргынбек Джумабекович Малабаев

Малабаев Аргынбек Джумабекович

Министр транспорта и коммуникаций КР

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$75,1 млн.

стоимость гуманитарной помощи, полученной Таджикистаном в 2012 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30