Недавно в Сети появилось интервью Сародж Кумар Джа - регионального директора Всемирного банка по Центральной Азии, посвященное оценочным исследованиям по проекту Рогунской ГЭС, проведенных экспертами этой организации. Не секрет, что вопросы строительства крупных ГЭС в Центральной Азии и связанные с ними вопросы управления и использования водных ресурсов, со времен приобретения государственной независимости странами региона, относятся к разряду крайне деликатных, обоюдоострых и даже болезненных, особенно между нашими соседями.
Каждое сколько-нибудь значительное выступление, интервью или исследование тщательно анализируется или рассматривается под лупой соответствующими правительственными и парламентскими структурами этих стран, что не удивительно ведь эти вопросы затрагивают вопросы национальной безопасности - вопросы будущего государств региона.
И на основе проведенного анализа выстраивается или корректируется соответствующая внутри- и внешнеполитическая линия, которая доводится до сведения международного сообщества с целью отстаивания и продвижения своих национальных интересов.
Поэтому интервью такого крупного международного чиновника по столь острому вопросу вызвало чрезвычайный интерес и автор не смог избежать искушения подвергнуть анализу это интервью, поскольку в нем как в зеркале отражаются интересы Кыргызстана по строительству Верхненарынского каскада ГЭС и Камбараты-1.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что из текста интервью непонятно кому оно дается, но, судя по постановке и структуре вопросов и ответов, оно подготовлено соответствующей информационной службой Всемирного банка, т.е. Сародж Кумар Джа дает интервью сам себе, что выглядит несколько анекдотично.
Однако, учитывая крайнюю деликатность и сложность рассматриваемых вопросов, и желание Всемирного банка довести свою позицию до тех, кому это положено, следует согласиться и принять такую форму подачи материала и можно только приветствовать политику этой организации к открытому обсуждению данных вопросов.
Какие же положения этого интервью вызывают наибольший интерес?
«…Недавно мы выложили в Интернет (www.worldbank.org/eca/rogun) два отчета, в которых рассматриваются два ключевых вопроса, поднятых заинтересованными сторонами в ходе проведения двух предыдущих раундов консультаций с представителями стран речного бассейна в мае 2011 г. и ноябре 2012 г., а именно вопросы, связанные с безопасностью плотины и управлением водными ресурсами. В отчетах представлены данные по гидрологии (управление водными ресурсами) и геологической устойчивости правого берега реки Вахш (безопасность плотины)…
…Что касается второго вопроса, вызывающего значительный интерес в странах речного бассейна, т.е. управления водными ресурсами, то в отчете по гидрологии приведены данные о поверхностном стоке, температуре и количестве осадков на территории реализации предлагаемого проекта Рогунской ГЭС, а также представлены результаты изучения существующей сети станций гидрометеорологического мониторинга, вероятных максимальных паводков и последствий климатических изменений…
…В отчете по гидрологии также рассматривается проблема климатических изменений и сформулирован вывод о том, что изменение климата может привести к повышению температуры, что, в свою очередь, изменит паводковый режим и характеристики речного стока.
Отчет по гидрологии сопровождался дополнительной презентацией по планируемому моделированию Вахшского каскада, которое позволит выполнить анализ воздействия предлагаемого проекта на водные потоки рек Вахш и Амударья. Модель будет отражать приверженность Правительства Таджикистана сохранять текущие характеристики стока в соответствии с Нукусской декларацией и Протоколом 566, что в очередной раз было подчеркнуто на третьей встрече представителей стран речного бассейна. Такое моделирование и сопутствующая ему оценка экологического и социального воздействия чрезвычайно важны для понимания потенциального влияния проекта на страны бассейна Амударьи…
…Эти исследования представляют собой комплексный процесс, требующий подробного анализа ряда вопросов с учетом необходимости установления связей между компонентами анализа и обеспечения адекватной технической экспертизы и проверки. График проведения исследований должен предусматривать предоставление времени на изучение и комментирование результатов для Групп экспертов, специалистов Всемирного банка, а также представителей правительств и гражданского общества стран речного бассейна. Это достаточно длительный процесс, но таким образом мы надеемся помочь построению конструктивного и основанного на фактах диалога между всеми заинтересованными лицами, который будет иметь своей целью не только обсуждение предлагаемого проекта Рогунской гидроэлектростанции, но и последовательное извлечение выгод из международного сотрудничества по вопросам, связанным с водными и энергетическими ресурсами в Центральной Азии…
…Необходимо еще раз уточнить, что эти Оценочные исследования не предоставят заключения относительно того, будет ли реализован предлагаемый проект строительства Рогунской плотины. Они также не определят выбор окончательного варианта разработки проекта. Они будут использоваться исключительно в качестве информации для размышления в процессе принятия решения… Наша роль заключается в том, чтобы помочь всем заинтересованным сторонам получить объективную, независимую и всестороннюю информацию…
…Вопрос 6: Как бы Вы охарактеризовали ситуацию с водными и энергетическими ресурсами в Центральной Азии?
Сародж Кумар Джа: В Центральной Азии сосредоточено достаточное количество водных ресурсов, и этот регион также богат самыми разнообразными энергетическими ресурсами. Следует отметить, что ситуация с водными ресурсами, которая становится все более напряженной с каждым годом, характеризуется важными экономическими и географическими аспектами. Так, например, страны низовий рек нуждаются в воде для орошения, тем самым попадая в зависимость от стран, расположенных в верховьях. Водные и энергетические ресурсы в Центральной Азии имеют ключевое значение в контексте борьбы с бедностью, обеспечения продовольственной безопасности, сохранения источников дохода для местного населения и создания рабочих мест. В качестве примера можно привести такую цифру: два миллиона семей каждую зиму страдают от перебоев с отоплением и электроэнергией.
Связи между водными и энергетическими ресурсами в настоящее время невозможно рассматривать в отрыве от интересов национальной безопасности, региональной стабильности и экономического роста, и все существующие в этой области проблемы должны решаться незамедлительно и совместными усилиями. В основу подхода, которого придерживается Банк в отношении вопросов, связанных с водными и энергетическими ресурсами в Центральной Азии, положены региональные и страновые программы, которые направлены на обеспечение возможностей для извлечения выгод для каждой страны региона. Мы также тесно сотрудничаем с нашими партнерами по развитию с тем, чтобы оказываемая нами помощь была должным образом скоординирована.
Одним из направлений деятельности Банка в регионе является запуск комплексной Центрально-Азиатской программы развития энергетических и водных ресурсов (CAEWDP), которая была разработана совместно с Министерством Великобритании по международному развитию (DfID), Швейцарским государственным секретариатом по экономике (SECO) и Европейской комиссией. Данная программа охватывает одновременно водную и энергетическую отрасли, имея своей целью повышение качества анализа для оказания поддержки странам региона в информированном принятии решений, усовершенствовании региональных институтов и стимулировании инвестиций.
Наряду с другими важными инициативами, CAEWDP содействует налаживанию межнационального диалога между странами бассейна Амударьи, а также охватывает аналитические разработки в рамках предлагаемого проекта строительства линий электропередачи между Центральной и Южной Азией – CASA-1000. Другими задачами CAEWDP является изучение экономической ценности увеличения объема торговли электроэнергией в пределах Центральной Азии и осуществление под руководством всех пяти стран инвестиций в базу знаний (объединение данных, моделирование и обмен информацией) и новых инвестиций в гидрометеорологию, а также определение мер по адаптации к изменению климата. В настоящий момент Банк занимается всесторонним изучением факторов, способствующих и препятствующих улучшению ситуации с водными ресурсами в регионе…
…В Узбекистане Банк поддерживает проект по управлению водными ресурсами в Ферганской долине. Кредитная линия, выделенная на поддержку инициатив по повышению энергоэффективности через коммерческие банки Узбекистана, способствует эффективному использованию электроэнергии на промышленных предприятиях. В энергетическом секторе Банк содействует модернизации системы передачи электроэнергии с целью обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии и снижения технических и коммерческих потерь. Три четверти наших проектов, реализуемых в Узбекистане, сосредоточены на водных и энергетических ресурсах.
В Кыргызской Республике Банк спонсирует проект по повышению качества эксплуатации оросительных систем через Ассоциации водопользователей. Энергетический компонент текущего Проекта чрезвычайной помощи позволяет помочь с необходимым ремонтом, реконструкцией и топливом для поддержания работы энергосистемы. В Кыргызстане и Таджикистане Банк оказывает содействие в реализации проекта по усовершенствованию гидрометеорологического обслуживания и повышению качества соответствующих данных, при этом, несмотря на то, что проект в основном ориентирован на эти две страны, он включает также компонент, подразумевающий региональное сотрудничество.
В Таджикистане Банк в сотрудничестве с одной из своих организаций, работающей в сфере развития частного сектора (IFC), и Правительством Швейцарии финансирует Проект "Памир Энерджи", представляющий собой государственно-частное партнерство по обеспечению подачи электроэнергии в отдаленные горные области на востоке страны. Совместно с Правительством Швейцарии мы также занимаемся финансированием и реализацией успешной программы по сокращению потерь электроэнергии. И, как я уже говорил ранее, наше недавнее исследование энергетической ситуации в зимний период позволило определить меры, которые помогут Таджикистану справиться с проблемой острой нехватки электроэнергии в самые короткие сроки.»
Какие выводы можно сделать из приведенных выдержек?
Вывод о том, что «изменение климата может привести к повышению температуры, что, в свою очередь, изменит паводковый режим и характеристики речного стока» является крайне важным, если не ключевым, но он весьма общий и не содержит каких-то количественных показателей во временной перспективе. Вопрос, на котором акцентировалось внимание в предыдущих авторских публикациях.
Не дается ответа на этот вопрос и в упомянутом отчете по гидрологии, чтобы не быть голословным приведем цитату из этого отчета: «Температура, как ожидается, увеличится на 3,5 – 4 градуса по Цельсию. Воздействие будет более выражено летом, но зимой температура вырастет до аналогичной степени. В целом, предполагается, что повышение температуры на 1 градус приведет к росту снеговой линии около 150 м. В случае Вахшского водозабора, при существовании его высокого соотношения высоких гор это может иметь значительное влияние на снежный покров и, следовательно, на речной сток».
А вот насколько это влияние будет «значительным» - это вопрос вопросов, от которого зависят все планы как по строительству ГЭС в Центральной Азии, так и планы по ирригации и сельскому хозяйству в регионе в целом.
Следует подчеркнуть, что в этой цитате уже приводится конкретный показатель предполагаемого роста температуры в нашем и без того аридном регионе - 3,5 – 4 градуса по Цельсию, - но, не говорится в какой временной перспективе и в какой динамике, что является крайне важным при планировании развития экономики и растущем напряжении в межгосударственных отношениях.
Теперь приведем выдержки из ранее вышедших авторских публикаций, в частности, «Изменение климата: прогнозы, проблемы и перспективы» (часть 3), опубликованной в ноябре 2010 года.
«…Вместе с тем, необходимо отметить, что и в этом документе не оценивается роль влияния изменения климата на режим работы ГЭСов, поскольку изменение гидрологического режима рек в сторону уменьшения их водности может негативно сказаться на наполняемости водохранилищ и, соответственно, на работе генерирующего оборудования. Отсюда возникает потребность в более детальных исследованиях, но, представляется, что в случае с водохранилищами многолетнего регулирования их роль в условиях повышенной аридности климата будет расти пропорционально трендам роста температуры, изменения режима осадков, приоритетов развития и т.д.
В свете изложенного развернувшаяся информационная полемика между правительственными структурами соседних стран с вовлечением в нее неправительственных организаций и апеллированием к международному сообществу по поводу строительства Рогунской ГЭС представляется не совсем аргументированной, поскольку не учитывает обозначенные тренды, а также потребности в воде Амударьи Афганистана, который в случае стабилизации обстановки в стране в обозримой перспективе также потребует свою долю на нужды ирригации и развития. И если посмотреть на Камбаратинские и Рогунскую ГЭС с точки зрения 2030 или 2040 года, то вполне возможно они окажутся неоценимым благом для Центральной Азии, как накопители и регуляторы водных ресурсов, так и источники экологически чистой, безуглеродной энергии…».
Или другой статьи, опубликованной 2-мя годами позже, в ноябре 2012 г., «Вода и политика – война или мир?».
«…Так, в выступлении директора Института водных проблем и гидроэнергетики Д.Маматканова отмечалось, что интенсивное таяние ледников на южных склонах Кунгей-Ала-Тоо вызовет в обозримом будущем резкое сокращение водных ресурсов, что самым непосредственным образом скажется на водообеспеченности и, соответственно, развитии туризма на северном побережье Иссык-Куля, а из-за снижения стока рек мощности проектируемых и существующих ГЭС снизятся наполовину. А мы в это время берем кредиты на развитие гидроэнергетики и туристического кластера на Иссык-Куле. Есть ли расчеты как будем потом расплачиваться?...
…В этом контексте резкий спад водного стока Сырдарьи и Амударьи после 2025 года, прогнозировавшийся еще в 2008 году отечественными специалистами и экспертами, как раз ложится в общую канву моделей по изменению климата Земли. Причем, до сих пор неясно насколько сократится сток от нынешнего уровня – на 10, 20 или 40 %, при также неясном среднем уровне роста температуры в регионе на 1, 2 или 4 градуса при соответствующем влиянии на почву – основу сельского хозяйства, и насколько изменится объем и режим осадков по сезонам года.
К этому следует добавить продолжающийся резкий демографический рост населения стран Центральной Азии, особенно в Узбекистане, численность населения которого, как оказывается, уже перевалила за 30 млн., и отсутствие каких-либо существенных превентивных мер по отношению к этим кричащим трендам.
Кроме того, необходимо учитывать и то, что Афганистан также претендует на свою долю стока Амударьи и по мере стабилизации ситуации в этой стране проблема вододеления между странами бассейна этой реки обострится, что непременным образом скажется на геополитической обстановке в регионе.
Следует подчеркнуть, что 2025 год это условная дата, он может наступить 2-3 годами раньше или позже, но в любом случае это не какой-то отдаленный 2100 год, когда нас уже не будет и как говорил Людовик 14-й «после нас хоть потоп».
Таким образом, становится очевидным, что необходимо в ближайшей перспективе принимать срочные превентивные меры с тем, чтобы быть готовым к 2025 году и предотвратить развитие событий, предсказанных президентом Узбекистана. Выражение «адаптация к изменению климата» из лексикона узкого круга экспертов и специалистов должно прочно войти в перечень наиболее употребляемых политиками, журналистами, представителями частного сектора и гражданского общества, стать центральным на всех уровнях государственной власти, как в стране, так и в регионе в целом.»
В этих же публикациях содержались конкретные предложения системно-стратегического характера по оптимизации существующего положения дел. Однако, увы, эти предложения пока не получили своей практической реализации, новая структура правительства может служить тому практическим подтверждением. Похоже, в Белом доме не осталось стратегов, одни тактики, вся энергия которых уходит исключительно на внутриаппаратные интриги или, говоря другими словами, «мышиную» возню, а проблемы тем временем не решаются, более того, они усугубляются.
В заключение, хотелось бы отметить, что Всемирный Банк и Европейский Союз являются основными крупными западными игроками в Центральной Азии и их политика тесно коррелируется и координируется, поэтому настоящую статью следует рассматривать как логическое продолжение другой авторской статьи «ЕС-Центральная Азия: итоги и перспективы», которая еще не завершена.
Источник: analitika.akipress.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus