В священный месяц Рамазан во всем мусульманском мире, помимо соблюдения поста, активизируется благотворительность, снижаются цены на продукты питания. Но в Таджикистане традиционно все происходит с точностью до наоборот.
Почему государство не может урегулировать рынок во время Рамазана? Что оно должно сделать?
ПО «доброй» таджикской традиции накануне Рамазана резко подскочила цена на мясо. За ней потянулись цены и на другие продукты.
И хотя в этом году власти пытаются обуздать цены не только административными методами – принуждением к снижению цен, но и экономическими мерами, особенно это не помогает.
Мэр столицы на прошлой неделе обещал освободить от коммунальных выплат все торговые точки города, которые занимаются реализацией мяса, на период месяца Рамазан. Мэрия также готова была выделить беспроцентные кредиты всем предпринимателям, которые будут поставлять в город продовольственные товары первой необходимости по доступным ценам.
Почему растут цены?
ПОВЫШЕНИЕ цен на продукты обусловлено несколькими факторами, объясняет руководитель Центра свободного рынка Таджикистана Константин Бондаренко. «На многие из них правительство вообще не в состоянии влиять. Это курс национальной валюты, повышение цен на ГСМ, рост цен на импортируемые товары», - говорит он.
- Непосредственно же в период Рамазана главным фактором является заметный рост спроса на ряд продовольственных товаров – многие люди организуют «ифтор» с приглашением гостей, а также просто стремятся улучшить свой рацион питания в связи с тем, что воздерживаются от еды в дневное время. Так что рост цен вполне обоснован рыночными факторами. В других странах, где преобладает ислам, цены в Рамазан сдерживаются не столько за счет вмешательства государства, сколько за счет высокого религиозного самосознания граждан. Административный же метод регулирования цен является наиболее неэффективным и приводящим к исключительно отрицательным последствиям методом воздействия на работу рыночного механизма. Страдают как сами предприниматели, право которых на свободное ценообразование нарушается, и они терпят убытки, так и все потребители, - говорит экономист. - Якобы благие намерения улучшить доступ населения к продовольственным товарам первой необходимости приводят на деле к ухудшению ситуации.
Во-первых, если цена продавцу товара кажется недостаточно выгодной, он сокращает объемы продаж в ожидании отмены режима регулирования. В экономике это называется снижением предложения на рынке и ведет к временной нехватке или, в наиболее тяжелых случаях, к острому дефициту определенных товаров на рынке, - поясняет Бондаренко. - Кроме того, при принуждении к установлению необоснованно заниженных цен используются различные обходные пути, в результате чего возникает либо тот же дефицит, либо ухудшение качества товара. Получается, что хукумат в данном случае влияет не столько на цену, сколько на объем костей в одном килограмме мяса, а крайними остаются опять потребители, которые, даже имея финансовые возможности, не могут купить качественный товар.
В долгосрочной перспективе, по словам экономиста, регулирование цен приводит к перетоку капитала из тех сфер, где цены регулируются, в те, где ценообразование свободно. Например, если долго регулировать цены на мясо, то может возрасти производство колбасных изделий, а самого мяса на рынке будет крайне мало, т.к. выгоднее будет его пускать на переработку. Также диктовка цен нарушает фундаментальное рыночное право – право собственности производителей и продавцов на свой товар, таким образом, административные методы являются абсолютно антирыночными мерами и кроме того имеют 100%-ю неэффективность.
Мясо-ширпотреб?
ХУДО-БЕДНО, но все же проводимая кампания властей по удержанию цен – работает. В этом мы убедились, побывав на городских рынках.
В целом продавцы придерживаются рекомендованных цен, но встречаются и такие, кто прячет более качественный товар под прилавок или продает его по высокой цене. Особенно это касается мяса.
«91% всего производимого в республике мяса приходится на частников, остальная часть - на негосударственные общества и хозяйства. И цена зависит именно от производителя», - говорит завсектором животноводства и племенного дела Минсельхоза Сафарали Назаров.
- Мы вынуждены продавать продукты по прежним ценам: каждый день администрация рынка ходит с проверками, если кого поймают за повышением цен, то прилавок закрывают или штрафуют продавца, - говорит один из продавцов. – Но введение каких-то льгот по коммунальным услугам или выставление видеокамер - это не решение проблемы.
Между тем столичные власти заявляют, что после их вмешательства в вопросы ценообразования цены на рынках столицы по сравнению с 1 июля снизились в среднем на 19%.
В случае с мясом это не соответствует действительности.
Во время экскурсии по столичным рынкам нам не удалось найти качественного мяса, мы часто встречали и пустые прилавки, только с фаршем, по цене 25 сомони за килограмм, при номинальной цене мяса 36 сомони (!).
Предприниматель-фермер Авзал Джумаев говорит, что это мясо не может быть качественным.
По его словам, когда-то существовал так называемый оборот скота между Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. Но после закрытия границ этот вопрос ушел в прошлое.
- В столицу сейчас мясо поставляется большей частью из Согда. Там его скупают по более дешевым ценам, в связи с тем что скот был откормлен на барде (отходы предприятий по переработке спирта). Этот вид откорма является наиболее дешевым - животные не получают достаточное количество протеина, незаменимых аминокислот, жирных кислот, углеводов и т.д. Зато они быстро набирают массу и готовы к убою. Предприниматели, зная, что к месяцу Рамазан власти обязательно будут предпринимать меры по регулированию цен, скупают именно это мясо... Я не поверю, что в окрестностях Душанбе себестоимость мясо может составлять менее 40 сомони, потому, что в РРП в среднем на полноценный откорм животного за одно лето уходит не менее 2 тысяч сомони, - говорит предприниматель.
Госрегулирование и хранилища
РЕШЕНИЕ проблемы регулирования цен некоторые эксперты видят в госзакупках.
- Государственным органам необходимо установить минимальные гарантированные цены на отдельные виды сельхозпродукции, закупаемые в государственный фонд, а также проводить товарные интервенции (распродажи) сельхозпродукции из фонда в случае дефицита на рынке или чрезмерного роста цен на нее, - говорит профессор сельскохозяйственных наук Вахоб Вохидов.- В 1988 году в районе 1-го Советского в Душанбе были открыты при госкорпорации «Нуринав» овощехранилище на 50 тыс. тонн и 2 холодильные камеры для хранения готовой продукции вместимостью в 1 тонну. В хранилище было 5 тыс. ящиков для сельхозпродукции. Продукция обновлялась еженедельно.
Подобные хранилища были серьезным фактором для удерживания цен, уверен специалист.
Сложившуюся ситуацию с резкими скачками цен, по его словам, можно решить только строительством и возобновлением работы хранилищ, которые имелись в каждом населенном пункте страны. Не имея как минимум нескольких хранилищ в среднем на 50-100 тыс. тонн сельхозпродукции, невозможно говорить о стабилизации и регулировании цен на столичных рынках, уверен он.
А предприниматель Авзал Джумаев говорит, что склады для хранения в столице имеются в достаточном количестве, но закупка определенных видов продукции создаст конкуренцию между местными рынками и отдельными предпринимателями, занимающимися поставками определенных видов товаров. Именно по этой причине определенные группы заинтересованы, чтобы эти склады не действовали, дабы не стали помехой в их бизнесе. А так, в Душанбе, потребляющем в среднем 300-400 тонн мяса в месяц, существующие холодильные склады мясокомбината способны вместить и большее количество продукта, - говорит предприниматель.
Плюсы и минусы госзакупок
ПО словам специалистов, в стране имеется всего 125 хранилищ сельхозпродукции, 46 из них прошли аккредитацию в службах по ветназдору и фитосанитарному контролю Минсельхоза.
Подтвердить точность этих цифр в указанных службах нам отказались, указывая на их секретность и отсутствие разрешения руководства…
По словам руководителя объединения «Точикматлубот» Сироджиддина Валиева, в период Рамазана объединение организовывает ярмарки-распродажи сельхозпродукции.
- А почему ярмарки проводятся нечасто? И есть ли постоянно действующие?
- Ярмарки в различных частях столицы проводятся еженедельно, в связи с отсутствием мест для постоянного их проведения. Но ежедневно они тоже функционируют в определенных точках на протяжении всего Рамазана.
По мнению экономиста Константина Бондаренко, метод госзакупок является методом косвенного регулирования цен и имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Безусловно, положительным моментом такого подхода является то, что право выбора продавцов и покупателей на рынке не ущемляется. Государство, используя бюджетные средства, производит закупки товаров первой необходимости у производителей, которые могут работать по принципу госзаказа, т.е. специально производить свою продукцию на продажу государству. Затем эти запасы используются либо при возникновении чрезвычайных ситуаций – например, наводнений, приводящих к частичному нарушению работы рыночной инфраструктуры, либо в ситуациях пикового роста цен, как, например, часто наблюдается в период месяца Рамазан.
Во втором случае госструктуры организуют так называемую «товарную интервенцию», по-простому говоря – ярмарки сельхозпродукции, предлагая товары по ценам ниже среднерыночных. При достаточных масштабах товарные интервенции приводят к искусственному увеличению товарного предложения, усилению конкуренции и, как следствие, к стабилизации цен.
Минусом такого подхода, по мнению эксперта, является необходимость использования значительных бюджетных ресурсов. Строительство хранилищ, транспортировка, возможное субсидирование сельхозпроизводителей – все это расходы, источником покрытия которых являются наши налоги. Учитывая, что в системе госзакупок может также существовать неэффективность, коррупция и даже хищения, возможно, что себестоимость производства товара для реализации будет выше, чем его рыночная цена.
- Получится, что хотя мы будем покупать картошку по 2 сомони за килограмм, ранее за нее уже заплатим 3 сомони из своих же налогов. Если выбирать из двух зол, второй метод является более эффективным и, главное, более рыночным, не нарушающим прав участников торговли, - говорит Бондаренко.
В качестве выхода из ситуации эксперт также предлагает строительство дополнительных продовольственных рынков и обеспечение доступа на них непосредственных производителей сельхозпродукции – дехканских хозяйств.
Кроме того, на ценах может положительно сказаться снижение общего уровня налогообложения для производителей сельхозпродукции и исключение других видов обязательных платежей.
Столичные власти заявляют, что после их вмешательства в вопросы ценообразования цены на рынках столицы по сравнению с 1 июля снизились в среднем на 19%.
В случае с мясом это не соответствует действительности.
МНЕНИЕ В ТЕМУ:
Экономист Асрор Якубов считает, что власти ежегодно пытаются силой сдерживать цены или даже заставить предпринимателей снижать их, что, на его взгляд, говорит о двух важных проблемах. Во-первых, скорее всего власти реально не в состоянии влиять на цены как-то иначе – для этого нет достаточных ресурсов или даже желания как такового».
- То есть снижать издержки предпринимателей и улучшать их доступ на рынок никто не может или просто не хочет, - говорит он. - Вторая возможная проблема – авторы инициатив «приказного» регулирования цен просто глубоко некомпетентные в экономике люди. Скорее всего, в таких структурах, где рождаются указы о контроле цен, преобладают кадры, либо подготовленные в советское время, когда рыночной экономики как таковой не было, либо не имеющие подготовки как экономисты вообще и просто не представляющие всех последствий подобных мер. Пример установки камер на рынках ярчайшим образом демонстрирует узость мышления регуляторов. Они думают, что если установленные ими цены не устраивают продавцов, то необходимо просто усилить контроль. А когда в итоге никто не захочет торговать на рынке, наверное, очередной мерой будет уголовная ответственность за «необоснованный отказ от продажи товара». Еще под конвоем продавцов на рынок водить - и все, «рыночная экономика» построена.
Необходимо понять, что сам по себе подход, основанный на расчете «правильных» и «неправильных» цен, является примером околонаучной мифологии. Рассчитать «обоснованную» цену, во-первых, невозможно, т.к. в каждом отдельном случае факторы ценообразования могут отличаться, и, наконец, этот подход противоречит главной цели предпринимательства – получению максимальной прибыли. Использование системы госзакупок – это право правительства, все же лучше строить овощехранилища, чем помпезные чайханы. Правительству надо сосредоточить свои усилия на общем улучшении экономической ситуации, создавать условия для увеличения производства сельхозпродукции и конкуренции, а не гоняться за отдельными продавцами картошки с камерами, оставляя крайними в итоге покупателей. Это недальновидный и исключительно ситуативный подход. Вместо этого хотелось бы видеть реализацию как таковой долгосрочной сельскохозяйственной политики, политики привлечения инвестиций, грамотную налоговую политику, которые и приведут рано или поздно к снижению темпов инфляции и увеличению благосостояния граждан.
Правила комментирования
comments powered by Disqus