Есть опасения, что предстоящей зимой бишкекчане останутся без тепла. Приближается середина июля, а надежды, что поставки топлива на ТЭЦ Бишкека начнутся в ближайшее время, нет. По графику казахстанский уголь должны были начать завозить еще в мае, но по непонятной причине результаты тендера отменили, несмотря на то, что поставщик был готов снизить цену. Видимо, не сторговались. Хотя угольные проблемы и тендерные неразберихи преследуют ОАО «Электрические станции» на протяжении последних лет - с того времени, как компанию обязали все закупки проводить через торги. Угольщики и руководство компании обязаны подготовиться к зиме, они несут персональную ответственность за соблюдение законодательства, где постановления... противоречат законам.
Пыль и только
В настоящее время на складах ТЭЦ Бишкека находится 47 тысяч 348 тонн угля. В сутки расходуется около 1,2 тысячи тонн топлива, оставшегося от прошлогодних поставок. Уголь, предназначенный для отопительного периода 2014/2015 еще не поступает. Более того, не определен и поставщик.
Всего для успешного прохождения зимы энергетикам предстоит заготовить более 400 тысяч тонн местного и 630 тысяч тонн казахстанского угля, на что потребуется 2,6 миллиарда сомов. Однако из-за низкого объема воды в Токтогульском водохранилище Кыргызстану пришлось отказаться от экспорта электричества. Ранее на вырученные деньги покупалось топливо для теплоцентрали. Теперь же деньги не только не поступают, но и «Электрические станции» вынуждены тратить их на импортную электроэнергию из Таджикистана, чтобы сэкономить воду для выработки электричества зимой.
По постановлению правительства ГП «Кыргзкомур» с Минэнерго должны обеспечить поставку 350 тысяч тонн кара-кечинского и 50 тысяч тонн таш-кумырского угля на ТЭЦ Бишкека. Однако абсурдность ситуации заключается в том, что «Электрические станции» все равно должны провести тендер, хотя заведомо знают, что победителем не будет никто кроме консорциума компаний во главе с «Кыргызкомуром».
Зная это, руководство ОАО обратилось в Минэнерго с просьбой включить угольщиков в список компаний, которые могут без тендера поставлять топливо, чтобы исключить разногласия в постановлениях. «Существуют опасения, что возникнут проблемы с обеспечением ТЭЦ Бишкека углем, - предупреждает коммерческий директор «Электрических станций» Кемель Иманов. - Если местным производителям топлива разрешат участвовать в поставках без тендера, это ускорит процесс закупки, но вопрос до сих пор не решен».
Профильное ведомство думает, как поступить, а тем временем процесс закупки топлива намеренно сводят к методу «из одного источника».
Тендерная чехарда
Готовиться к зиме начали загодя, еще в марте. Первый тендер на поставку 630 тысяч тонн казахстанского угля для ТЭЦ Бишкека признали несостоявшимся. В торгах приняли участие три компании. ОсОО «Прогресс компани» готово было поставить топливо за $35 миллионов 884 тысячи 800, ТОО «Дарсан Комир» - за $32 миллиона 760 тысяч, «Адалин» - за $31,5 миллиона. Последние две казахстанские компании не представили справку о гарантийном обеспечении заявки, что является основанием для того, чтобы лишить их статуса претендента. Согласно закону о государственных закупках, тендер считается состоявшимся, когда в нем приняли участие двое и более поставщиков.
Заявка ОсОО «Прогресс компани», предложившего за 630 тысяч тонн угля $35 миллионов 884 тысячи 800, не могла быть рассмотрена, так как выставленная сумма превысила установленный бюджет. «Электрические станции» заложили на покупку казахстанского угля 1 миллиард 389 миллионов 150 тысяч сомов.
После этого «Электрические станции» увеличили бюджет до 1,5 миллиарда сомов и объявили повторный тендер. В нем приняли участие те же - «Прогресс компани» и «Дарсан Комир», предложив и те же цены. Новая казахстанская компания - ТОО «Жезказган энергосбыт» - готова поставить шабыркульский уголь за $26 миллионов 460 тысяч.
В ходе изучения документации тендерная комиссия установила, что «Жезказган энергосбыт» никогда не поставлял уголь. У претендента нет сертификата соответствия товара, протокола радиологических испытаний. У ТОО «Дарсан Комир» нет объема поставок топлива свыше $20 миллионов, а предложение «Адалина» превышает бюджет закупок. На основании чего тендерная комиссия рекомендовала заключить договор с ОсОО «Прогресс компани», которое и в прошлом году поставляло уголь на теплоцентраль и выполнило все условия контракта.
Руководство закупающей организации с решением тянуло. Сначала ждали результатов внутреннего аудита, который не нашел нарушений в тендере.
«Прогресс компани» даже направил договор на подписание, в котором стоимость топлива удалось снизить до $42 за тонну до станции «Луговая». Первоначальная цена - $42,79. Однако Министерству финансов экономия денег показалась невнушительной, и оно признало тендер несостоявшимся, автоматически отбросив процесс закупок на 4 месяца назад. Теперь уже очевидно, что проводить повторный тендер бессмысленно. Сроки поджимают. Следовательно, придется просить Минфин разрешить воспользоваться методом «из одного источника». Договориться с местной посреднической компанией проще, так как казахстанские угольщики просят стопроцентную предоплату, а денег нет.
Две минуты, чтобы сорвать торги
Тендер на поставку местного угля назначили на 8 июля, надеясь, что к этому времени на складах ТЭЦ будет как минимум около 100 тысяч тонн казахстанского топлива. Однако ни одна компания, добывающая уголь на Кара-Кечинском месторождении, не подала заявку. Тендерную документацию выкупили ОсОО «Сан ресурс», «Ак-Жол комур», «Нарк-Тоо», но они не успели подать заявки в установленный срок. Следует отметить, что компании не первый год участвуют в тендерах и знают, что опоздание даже в 2 минуты может стать роковым.
Присутствовавшие на тендере так называемые эксперты торопили председателя начать процедуру, так как по закону заявки должны вскрываться в 10.00. Узнав, что заявок нет, они начали убеждать комиссию сделать исключение и принять документы: якобы опоздание незначительное. А позже и вовсе устроили скандал, обвинив руководство «Электрических станций» в экономическом саботаже и намеренном срыве тендера в целях получения отката. Они предложили разделить закупаемый объем на несколько лотов, чтобы местным поставщикам было легче поставлять топливо. Однако это еще одно нарушение законодательства. Делить лот по закупке одного товара нельзя.
Что касается самих участников, то особое внимание хотелось бы обратить на «Ак-Жол комур». В конце 2013 года Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями сообщала, что сотрудники госпредприятия «Кыргызкомур» незаконно реализовали уголь, предназначенный для ТЭЦ Бишкека. Используя служебное положение, с целью извлечения выгоды они выписали накладные без номеров, отгрузили ОсОО «Ак-Жол комур» 777 тонн угля со склада предприятия, расположенного в городе Балыкчи Иссык-Кульской области.
Объяснили произошедшее и в «Кыргызкомуре». Продажа угля относится к зиме 2012/2013 года. Консорциум угледобывающих предприятий поставил 295 тысяч 380 тонн топлива. Из этого объема ГП поставило 53 тысячи 556 тонн. ТЭЦ Бишкека полностью расплатилась за поставленный уголь, но директор ГП Асанбек Молдокеев своевременно не выплатил деньги посредническим фирмам, за что впоследствии и был отстранен от должности.
В ходе внеплановой проверки на 10 горнодобывающих предприятий, входящих в консорциум, выявлено 115 нарушений по промышленной безопасности. За допущенные нарушения по ОсОО «Ак-Жол комур» материалы направлены в прокуратуру. Нарушения выявлены также в деятельности компании «Нарк-Тоо».
Абсурд законодательства
За разъяснениями ИА «24.kg» обратилось к заместителю главы «Кыргызкомура» Канатбеку Ашырбаеву, ведь само госпредприятие несет ответственность за своевременное обеспечение ТЭЦ Бишкека топливом, и непонятно, почему оно не подало заявку на участие. По его словам, компании, как и в прошлые годы, готовились к торгам, выкупали документацию. «Было опоздание технического характера. Участники попали в пробку и задержались на две минуты», - пояснил он.
Он рассказал, что консорциум - это объединение угледобывающих компаний, которые имеют равные права. Ежегодно на общем собрании выбирается лидер консорциума. В настоящее время им является ЗАО «Шарбон». Консорциум решил, что будут участвовать именно три компании.
«Сроки действительно поджимают. На самом деле проще провести закупку без тендера. Правительство обязывает закупать с Кавакского месторождения. Никакой другой уголь участвовать в торгах не сможет. Естественно, что победителем будет «Кыргызкомур» и компании, так как они объединены в консорциум, - отметил Канатбек Ашырбаев. - Каждый год этот вопрос поднимается. Проведение тендера - соблюдение существующих законов. Эту процедуру нужно пройти. Но поставщики уже определены, на протяжении многих лет они остаются одними и теми же. Мы предлагаем внести изменение в постановление правительства №238 о проведении закупок из одного источника у отечественных производителей и включить консорциум. Но через Минюст поправка не прошла. Тогда мы изменили проект постановления, указав лишь «Кыргызкомур». В этом варианте Минфин не пропускает, так как нарушается конкурентоспособность. Финансисты уверяют, что участвовать в поставках будет только госпредприятие, а остальные компании якобы останутся в стороне. Мы убеждали, что «Кыргызкомур» весь объем не сможет поставить. В любом случае мы будем работать в консорциуме. Мы хотим соответствовать одному закону, а в итоге противоречим другому».
Ранее ГП поставляло уголь на ответственное хранение на ТЭЦ Бишкека, потом его засчитывали в качестве выполнения договорных обязательств. Сейчас угольщики отказались от этой практики, так как территория ТЭЦ используется как склад, а за аренду приходится платить. Угольщики намерены перейти на рыночные отношения - уголь взамен своевременной оплаты. «Кыргызкомур» хоть сейчас готов поставить оговоренный в постановлении объем угля, но только после заключения договора. Пока мы эти вопросы не решим, финансирования не будет. Поставляй не поставляй, а денег мы не получим», - признался Канатбек Ашырбаев.
Отечественные угольщики решили показать «Электрическим станциям», где раки зимуют, не подав заявки на тендер. Поставщиков казахстанского угля энергетики готовы уговаривать, идти на компромисс, своевременно платить за товар. С местными компаниями разговор короткий, и ни о какой поддержке угольной промышленности тут речи не идет.
Правила комментирования
comments powered by Disqus