Совершение айт-намаза в некоторых селах Сузакского района Джалал-Абадской области на день раньше установленного муфтиятом срока вызвало споры.
Вселе Бегабате свыше 300 молодых людей в числе других совершили айт-намаз на день раньше установленной муфтиятом даты. По данным муфтията, местные жители, несмотря на проведенную загодя разъяснительную работу, сами назначили праздничный намаз на 28 июля и провели данный ритуал, который в других мусульманских странах праздновался именно в этот день.
Часть жителей села Бегабата, больше молодежь, решила, что будет правильным праздновать Орозо айт 28 июля, посчитав решение муфтията неверным. Другая часть – более старшее поколение - в соответствии с решением муфтията справляла Орозо айт и совершила айт-намаз 29 июля вместе со всеми кыргызстанцами. Таким образом, жители села разделились из-за споров по дате празднования Орозо айта.
Один из сельчан, не пожелавший назвать своего имени, заявил, что он сотоварищи исходили не из приказа муфтията, а из астрономической даты рождения нового месяца:
- Например, в Узбекистане, России и Саудовской Аравии Орозо айт отмечали 28 июля. Поэтому мы прочитали молитву не по решению муфтията, а исходя из даты рождения месяца, так как об этом говорит Аллах. Для нас наказы Аллаха выше, чем решения муфтията. Другие праздновали Орозо айт 29 июля.
Муфтият через местные казыяты за два дня до праздника объявил, что Орозо айт в Кыргызстане будет отмечаться 29 июля. Несмотря на разъяснительную работу, которую проводили имамы мечетей, группа молодых людей 27 июля пришла в мечеть села Бегабата и затеяла спор со старшими односельчанами и религиозными деятелями. Не подчинившись большинству, молодежь приняла решение избрать имама из своего круга и провести молитву 28 июля.
Такие действия со стороны молодежи заместитель казы областиОрдобек ажы Оморбеков посчитал прегрешением:
- Я слышу от вас об этом впервые. Мы уточним и примем меры в отношении тех, кто допустил ошибку. Среди мусульман считается грехом, если ты ослушался глав духовенства. За такие своенравные действия они будут отвечать перед богом. Даже если они правы, но их действия ведут к разногласиям, они приравниваются к убийству.
Еще один местный житель Зайнабидин Усанов считает, что молодежь так поступила из-за того, что информация о дне Орозо айта подавалась разнородная, не было в ней конкретики:
- Во-первых, молодежь не послушала аксакалов и имамов. Если бы они прислушались к мнению старейшин, то не пошли бы на такое. Кроме того, за день до этого были распространены SMS-сообщения, да и по телевизору говорили, что Орозо айт будет отмечаться 28 июля. Возможно, молодежь поверила этой информации. Но мы выполнили решение муфтията и пошли на айт-намаз 29 июля.
Стало известно, что не только в Бегабаде, но и других селах Орозо айт отметили за день раньше.
Имам Сузакского района Талант ажы Жороев подозревает, что, возможно, таким проявлениям могли способствовать другие религиозные течения:
- Это было сделано представителями не нашей веры, а другой. Мы точно не знаем, к какому религиозному течению они принадлежат. Я считаю, что ситуацию должны изучить правоохранительные органы.
По данным Управления внутренних дел Джалал-Абадской области, по области на учет поставлено 523 члена запрещенной религиозно-экстремистской организации «Хизб ут-Тахрир», из них более 200 человек проживает в Сузакском районе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus