Юрта, или гэр (по-монгольски) – уже много веков один из самых совершенных типов жилья у кочевых народов. Известно, к примеру, что монгольская юрта зарегистрирована ЮНЕСКО как объект всемирного культурного наследия человечества. И по сей день в Монголии очень многие, включая жителей столицы, живут в гэрах. Правда, отапливают современные монголы своё кочевое жилье обычно уже углем, добываемым в стране.
Однако монгольский гэр – не единственный тип жилья, который во всем мире чаще всего называют юртой. Хотя слово это как название жилища и вообще места жительства свойственно прежде всего тюркским народам. И среди именно тюркских разновидностей юрт особенно славятся киргизские. Но не только потому что в сельской местности Киргизии простой народ также до сих пор по обыкновению живет в них.
Константин Куксин, директор Музея кочевых культур в Москве, уже знаком читателям АРД по нашим публикациям. Как этнограф и географ он известен своей деятельностью, популяризирующей кочевые культуры мира. Публику буквально завораживают его весьма артистичные и воистину страстные рассказы о быте и обычаях кочевников – расселенных на разных территориях от Африки до Америки.
В своем Музее Константин воссоздал практически все известные виды жилья кочевников со всего света. Причем экспонаты его – это предметы реального быта. И, по его собственному признанию, большую благодарность он испытывает к Монголии. Не только за уникальные экспонаты, переданные ему монголами безвозмездно. Он – большой поклонник монгольского гэра, и экскурсии свои по Музею начинает обычно именно с него.
Он даже научился сам мастерить традиционное монгольское жилье, и «музейный экспонат», вполне пригодный для использования в реальных условиях сурового монгольского климата – сделал тоже сам. Однако и тюркский вариант (а именно киргизская юрта) – не остался без внимания этнографа. И здесь он тоже изучил вопрос «на практике» - также научившись сооружать киргизские юрты собственными руками. Всё это, пожалуй, и дает ему право рассуждать об их разнице и сравнительных преимуществах.
На днях Константин в интервью journal.kvadroom.ru, рассказывая о киргизской юрте и монгольском гэре, провел довольно обстоятельный и своеобразный сравнительный их анализ:
- Строить юрты в Монголии умеет далеко не каждый. Есть особая «каста», которой доступна эта технология. Основная часть людей их покупает.
Я, будучи в Монголии, познакомился с Мастером Дэлгэрсайханом, который и научил меня строить юрты. Технология строительства юрт в его семье передается из поколения в поколение.
Я научился изготавливать тоненькие реечки из куска лиственничного бревна, размачивать кожу верблюда, придавать определенную форму этому универсальному дому.
Столовая в Музее кочевой культуры в Москве...
Помимо монгольской, существует еще и тюркская юрта. Ее строить меня научил мастер Доку во время моих экспедиций в Киргизию.
Киргизы начинают с того, что юрту выращивают. Делают ее из голубой ивы. Если монголы берут стволы лиственниц и расщепляют на волокна, то в случае с тюркской юртой нужны длинные прутья. Киргизы срезают огромные старые ивы, и на их месте за несколько лет вырастают побеги. А это – почти готовые детали для юрты.
Для строительства монголы используют электроинструменты: электролобзики, рубанки. Киргизы же строят юрты так же, как и тысячу лет назад: кривым ножом обдирают кору, на пару в бочке с горячей водой сгибают реечки. Это древнейшая технология, поэтому киргизская юрта дороже монгольской.
- Есть ли еще какие-то отличия монгольской юрты от тюркской?
- Монгольские юрты, на мой взгляд, самые удобные. Их проще собрать, они устойчивее к непогоде. Зато киргизская юрта красивее, воздушнее. Но с ней больше возни. Когда важна не красота, а технологичность, мы используем монгольские юрты.
Убранство тюркской юрты поражает воображение: она вся застелена прекрасными коврами. Киргизы – мусульмане, поэтому зайдя в юрту, они разуваются. Отсюда и ковры. Зато у монголов каждая палочка расписана орнаментом. Фото Музей кочевой культуры.
Если говорить о других отличиях, то стоит отметить, что киргизская юрта выше монгольской. В ней нет центральных столбов, она способна вибрировать и легко отряхиваться. С такой юрты проще скидывать снег. В Монголии же снега почти нет, хотя зимой температура там может достигать -40 градусов.
Движимая недвижимость: в каких домах живут современные кочевники
- Как транспортируют юрту?
- Есть традиционный способ перевозки: на верблюдах, лошадях, яках. Юрту можно уложить и на телегу. Средняя юрта диаметром 6 м весит 250 кг. Как правило, один верблюд переносит юрту, второй – ее внутреннее убранство. Сейчас многие кочуют на автомобилях: на грузовике, УАЗике. Можно перевезти ее и в прицепчике.
- А как она разбирается?
- Видите решетки на стенах? Они складываются как гармошка. Длинная стена, если ее сложить, занимает немного пространства. В моей юрте пять секций. Был бы я богатым ханом, у меня был бы девятирешетчатый дом. Жерди, образующие крышу, настолько легкие, что даже трехлетний ребенок может помочь маме ставить юрту. В то же время, по крыше юрты может ходить взрослый мужчина. Зимой на нее ложатся тонны снега, а юрте хоть бы что.
Собрать или разобрать юрту можно за один час. Причем занимаются этим женщины.
- Почему женщины? Что в этот момент делают мужчины?
- Есть четкое разделение труда. Мужчина занимается стадами. Это очень тяжелая работа. Представьте себе нормальную отару из 350-ти овец, 50-ти лошадей, 20-ти яков, верблюдов. Всех их нужно так перегнать, чтобы не разбежались. Если бы мужчина еще и юрту ставил, он перестал бы справляться со своей основной работой.
- Как кочевники моются в юртах?
- Все происходит следующим образом. Одну юрту освобождают от мебели и ставят в ней тазы и корытца. Нагревают воду и моются.
В Монголии обычай запрещает мыться в открытых водоемах. Это вызывает грозу, а гроза в степи – страшное дело: она убивает лошадей, ударами молний выжигает пастбища… Поэтому моются исключительно в помещении.
Но воздух там сухой, поэтому мыться так часто, как москвичам, кочевникам не приходится.
- Кочевники используют какие-то технологические новинки для обустройства юрт, или же живут так же, как века назад?
- В Монголии у каждой юрты есть своя спутниковая тарелка, телефон, телевизор. Работают они за счет энергии солнечных батарей. Представьте себе: вот стоят юрты, обитые войлоком, со спутниковыми тарелками, рядом ходят монголы, ездят на обшарпанных джипах… Такое ощущение, как будто эти люди – последние выжившие после ядерной или экологической катастрофы, пользующиеся чудом сохранившимися достижениями погибшей цивилизации.
- Если я захочу приобрести юрту, во сколько мне это обойдется?
- Вот такая юрта, как у меня, в Монголии стоит где-то полторы тысячи долларов. Плюс доставка-растаможка.
- Ну вот, предположим, юрту я купила и поставила ее на своем дачном участке в Подмосковье. Могу ли я зарегистрировать такое жилье как недвижимость?
- Хороший вопрос. По сути, юрта не является недвижимостью, потому что это движимое имущество. Если вы захотите поставить юрту где-то в Москве, это все равно, что вы приехали на трейлере или поставили палатку. Поэтому недвижимостью она, скорее, не является. Ее можно назвать движимой недвижимостью, потому что недвижимость в нашем понимании – это жилье.
Монголы любят роскошь
Кстати, на Ютубе недавно появилось новое видео, где монгольский мастер Н.Мунгунбаяр показывает и рассказывает, как в наши дни он делает монгольский гэр люкс-класса. При всей традиционности способов декорирования (чеканка, роспись, всё в серебре и золоте) можно заметить, что сегодняшние мастера широко используют и достижения современной техники. В этом видео Мунгунбаяр объясняет свой выбор – построить именно такой умопомрачительно красивый люксовый гэр – тем, что монголы всегда любили роскошь.
Условиям кочевого образа жизни монгольских скотоводов идеально отвечает сборная войлочная юрта. Благодаря обтекаемой форме при ветре она выдерживает значительные нагрузки. К деревянным раздвижным решеткам, образующим каркас, волосяными веревками прижимается покрытие из белого войлока. В середине юрты - очаг, пол устилается войлоком и поверх него - войлочным ковром. Мужская половина юрты находится слева от входа.
Интерьер юрты отличается богатым цветовым решением. Мебель и деревянные конструкции окрашиваются в красный или оранжевый цвет и расписываются орнаментами, любой из них – благопожелание.
Юрту ставят входом на юг. Пропорции юрты воссоздают модель солнечных часов. По месту падения солнечного луча в юрту определяли точное время дня. Внутренняя планировка юрты условно делится на 12 частей согласно циклу календарного летоисчисления. Части называются по месяцам восточного календаря.
Отсчет времени начинался с западной, мужской половины юрты. Первый солнечный луч падал на дымник в час зайца, а последний - в час курицы.
Час тигра (4.00) - время дойки; час зайца (6.00) – время выгона скота на пастбище; час дракона (8.00) – время кипятить молоко, начинать уборку; час змеи (10.00) – время изготовления сыра, сушеных пенок; час лошади (12.00) – время дойки овец; час овцы (14.00) – время домашних и других дел; час обезьяны (16.00) – время возвращения скота с пастбищ; час курицы (18.00) – время вечерней дойки.
Для создания «восьмистенного» гэра, что на видео, понадобился труд шести человек – мастеров от плотника до ювелира. Для декорирования двери, столбов и других необходимых элементов были использованы 1 кг серебра и 150 граммов золота. Обычно для сооружения такого гэра нужно от 7 до 12 месяцев работы. Но результат того заслуживает!
Можно лишь добавить, что в наши дни, вследствие разнообразных технологических новшеств, меняются даже традиции самых архаичных ремесел. И гэр или юрта не стали исключением – поскольку этот способ жизни всё ещё жив. А значит, может совершенствоваться и улучшаться, одновременно пытаясь сохранить традиционные своеобразие и функциональность.
Правила комментирования
comments powered by Disqus