Нынешний кабинет министров под предводительством Джоомарта Оторбаева могут снести уже осенью, несмотря на то что начал он функционировать с апреля сего года.
Некоторые политики считают, что этот процесс запустят в сентябре, раскачают ситуацию, а в конце октября Оторбаеву придется сложить свои вещички и освободить кабинет для будущего премьер–министра. В вину Оторбаеву непременно поставят подорожание ГСМ, продуктов питания, отсутствие поливной воды в регионах и газа на юге страны. Как это уже у нас заведено, во всех бедах будут винить главу правительства. Даже в том, что вымирает скот и крестьяне не смогли вовремя купить удобрения.
Феномен Бабанова
Алмазбеку Атамбаеву крайне не везет с премьер–министрами. Кто бы ни возглавил правительство, большую часть хозяйственных вопросов президенту приходится решать самому. И все потому, что главы правительств у нас бесхребетные. Кому–то не хватает силы воли, а кому–то — харизматичности или авторитета на международном уровне.
Вспомним, кого из премьер–министров и как отстраняли от должности. Особых политических многоходовок при отстранении глав правительств в Кыргызстане никогда не разыгрывалось. Исключение может составить лишь Омурбек Бабанов. Он, кстати, первым возглавил правительство при президентстве Атамбаева.
Молодой республиканец Омурбек Бабанов позиционировал себя как друг главы государства, непременно старался упомянуть об этом в СМИ, раздавая интервью о своих успехах на премьерском поприще. Причем свои успехи видел только он, всем остальным приходилось лишь пожимать плечами.
Многие полагали, что тандем Атамбаев — Бабанов продержится несколько лет, ведь они поддерживали друг друга в бакиевские времена, когда система госвласти была запущена против них как ярых оппонентов. Некоторые считали, что при хорошем раскладе Атамбаев со временем по российскому сценарию передаст Бабанову бразды правления.
Тем не менее страсти вокруг главы правительства стали разгораться чуть ли не с первого дня его премьерства. Атамекеновцам он не нравился всегда, а атажуртовцам было на него наплевать, никто не видел в республиканце сильного соперника. Но тем не менее на политическом олимпе все понимали: пока Бабанов пользуется поддержкой президента, его нельзя снять с должности.
Поэтому каждый раз недоброжелатели Бабанова придумывали разные варианты его смещения. При этом никто не задумывался о том, кто его заменит на этом посту. Политиков по большому счету не волновала дальнейшая карьера Омурбека Бабанова. Но все понимали, что с приходом нового главы кабмина начнется жесткая дележка министерских портфелей, а значит, и сфер влияния.
Но все же оппоненты нашли слабое место у Бабанова — его страсть к породистым скакунам. Не единожды сам республиканец рассказывал журналистам, что может часами любоваться тулпарами, в СМИ появлялись фотографии Омурбека Бабанова верхом на коне. Но любовь к лошадям сказалась на карьере политика.
Представители враждующей с Бабановым фракции “Ата Мекен” сделали все возможное, чтобы испортить мнение общественности о нем и вызвать негативный резонанс. Атамекеновцы заявили о причастности премьер–министра к коррупционным схемам. Якобы тот получил в подарок от крупного турецкого бизнесмена дорогущего скакуна по кличке Islander One.
По этому поводу создавалась комиссия, но Генеральная прокуратура официально заявила, что информация о получении Омурбеком Бабановым вознаграждения в виде чистокровного скакуна английской породы от гражданина Турции Хункара Адали не подтвердилась.
Несмотря на это, в августе 2012 года сразу две фракции, “Ар–Намыс” и “Ата Мекен”, официально заявили о выходе из коалиции большинства “Биримдик”. Арнамысовцы вышли из альянса тихо.
А вот атамекеновцы свой выход обставили помпезно. На внеочередном заседании фракции выступил практически каждый из присутствующих нардепов с резкой критикой в адрес Бабанова. Все присутствующие сделали акцент на недостатках в работе кабинета министров и самого премьера. Бабанова обвинили в том, что темпы роста экономики в стране резко снизились, при попустительстве или покровительстве главы правительства возобновились серые схемы вывода капитала из бюджета за границу через теневые организации.
Сатыбалдиева подвела госдирекция
После отставки Бабанова место главы кабмина занял Жанторо Сатыбалдиев. Он премьерствовал более полутора лет и большую часть своего времени на этом посту посвятил решению кумторовского вопроса. У Сатыбалдиева, как и его предшественника Бабанова, тоже была болевая точка — его прежняя работа на посту главы Госдирекции по восстановлению юга страны после июньских событий 2010 года.
Намерения сместить главу кабмина Сатыбалдиева предпринимались рядом депутатов чуть ли не с самого начала его премьерства. Тогда и причина нашлась более чем подходящая. Депутаты ЖК на тот момент рассматривали первый вариант меморандума по созданию СП на руднике Кумтор. Накал страстей в парламенте был сильный, казалось, отставка премьера неминуема.
Но потом депутаты передумали. Не потому что им стало жалко Сатыбалдиева, а потому, что в случае его увольнения им пришлось бы брать на себя ответственность за будущее рудника, а им этого не хотелось. Поразмыслив, законодатели дали премьер–министру три месяца на продолжение переговорного процесса с канадцами, чтобы доля Кыргызстана увеличилась до 67 процентов.
Затем с меморандумом худо–бедно разобрались, а точку в золотом вопросе так и не поставили. Отставка премьера снова зависла. Депутаты поняли, что президент Алмазбек Атамбаев на намерен его менять на кого–то другого.
Тем не менее в парламенте количество нардепов, недовольных премьер–министром Сатыбалдиевым, с каждым днем росло. Депутаты не расставались с надеждой отправить его в отставку. К тому же подоспел отчет депкомиссии по изучению деятельности Госдирекции по восстановлению юга страны. Оппозиционная фракция “Республика” за две недели собрала более сорока подписей за отставку премьер–министра Жанторо Сатыбалдиева.
Сам премьер не намеревался уходить. Кстати, на главу кабмина наезжали и за его подчиненных. Те же республиканцы требовали, чтобы он уволил с должности вице–премьер–министра Тайырбека Сарпашева — ставленника партии СДПК — за то, что он аффилирован к частным компаниям и лоббировал их продвижение на отечественном рынке.
Однако Сатыбалдиев не нашел причин для устранения Сарпашева. Главу кабмина критиковали и за министра здравоохранения Динару Сагинбаеву — еще одну ставленницу СДПК. Депутаты на нее наезжали за то, что она якобы поручала врачам выходить на митинги против законодателей.
Темная лошадка
Сатыбалдиева все же лишили премьерского поста. Атамекеновцы вышли из коалиции большинства, Атамбаев снова дал мандат эсдекам на формирование нового парламентского альянса. Новым главой правительства стал Джоомарт Оторбаев. Никто не ожидал, что именно этот человек возглавит кабмин в такое непростое время. Сам Оторбаев тоже вряд ли понимал, с насколько трудной ситуацией ему придется столкнуться.
Депутаты ЖК считают, что, несмотря на свою прогрессивность и образованность, Джоомарт Оторбаев пока многим представляется слабым руководителем. Уже сейчас парламентарии винят его в том, что в стране возникло много хозяйственных проблем, цены на продукты питания выросли, нет урожая, наблюдается маловодье. В этом, оказывается, тоже премьер–министр виноват.
Законодатели также считают, что Оторбаев не смог создать сильную команду из тех ставленников, которые были представлены коалиционерами на министерские посты. Да и сам Оторбаев не особо старался сплотить свой новый коллектив.
— Сегодня на самом деле сложилась сложная для правительства ситуация: экономика на спаде, проблемы с газом и водой, — говорит республиканец Курманбек Дыйканбаев. — В сельском хозяйстве тоже аховая ситуация: тюк сена летом стоит 250 сомов, зимой будет еще хуже. Это говорит о том, что правительство не оправдает ожиданий граждан. Возможно, осенью будут изменения в правительстве. Я считаю, что должны прийти свежие силы, которые будут поощрять местных производителей, оказывать содействие местным фермерам, сокращать штат чиновников, а сэкономленные средства направлять на развитие регионов, — отметил депутат.
Как бы то ни было, осень для политического истеблишмента будет жаркой. Депутаты вернутся из своих поездок по округам и еще пару месяцев будут говорить о проблемах электората на местах. А поскольку средств на решение вопросов с водо– и газоснабжением в казне нет, все камни будут лететь в огород премьер–министра Джоомарта Оторбаева. И об “отставке” и “вотуме недоверия” будут говорить в ЖК все чаще и чаще. Так было не раз.
Правила комментирования
comments powered by Disqus