На внеочередном заседании парламентской фракции «Ата Мекен» министр внутренних дел Абдылда Суранчиев под натиском депутатов признался, что в борьбе с оргпреступностью силовики терпят фиаско, и члены ОПГ проникли во все ветви власти. Глава МВД обнародовал список.
Предполагалось, что информация будет иметь эффект разорвавшейся бомбы. Однако «взрыва» не произошло, ибо озвученные главой МВД данные общество не удивили. Давно известные факты лишний раз подтвердили неспособность правоохранительных органов навести порядок в стране и приструнить преступность. Что дальше? Поменяют ли депутаты мягкие кресла на жесткие шконки? Или министру придется отвечать за свой длинный язык? Об этом ИА «24.kg» спросило у респондентов.
Феликс Кулов, лидер парламентской фракции «Ар-Намыс»:
- МВД, после того как обнародовало список, сделало заявление в пяти СМИ, из которого следует, что Бакытбек Джетигенов учился с Алмазом Бокушевым в Институте физкультуры и продолжает поддерживать с ним дружеские отношения. В чем здесь преступление? Что он должен сделать? Откреститься от него как от однокурсника? Это дикость, мракобесие и отсутствие не только профессионализма, но и даже профессионального самолюбия.
Наши избиратели говорят, что в правоохранительной системе только подменяют борьбу с коррупцией громкими именами. Озвучивают известные фамилии, но реально-то борьба не ведется. К тому же общественность возмущена, что шум подняли насчет ОПГ, а с реальной преступностью справиться не могут. Ведь не лидеры ОПГ, не Батукаев, не Бокушев гоняются за людьми на улице, отбирают сумки. Задача милиции - пресекать преступность, а не прикрываться этими именами. Уже 20 лет называют одни и те же группировки, специальное управление создали, а реального противостояния преступности нет.
Дмитрий Федоров, пенсионер ОВД, полковник:
- Возможно, министра просто подставляют. Признать человека членом ОПГ может только суд. Речь же шла о лицах, стоящих на оперативном (информационном) учете. На такой специализированный учет действительно ставятся граждане, подозреваемые в участии в организованной преступной деятельности. Однако обоснованность чаще всего базируется на не всегда проверенной информации. Либо человек может оказаться не там и не в то время, либо родиться, жить, учиться не с теми людьми. Такой учет служит только для информационного обеспечения борьбы с преступностью, является закрытым (негласным) и для стоящих на таком учете ограничений прав и свобод не предусматривает. Сам вопрос мог быть поднят на фоне активизации политических партий в регионах. Борьба компроматов.
Он должен объяснить, что имелось в виду. То, что эти люди попадали в поле зрения милиции? Ну и что? Они находятся под подозрением? Доказывайте. А пока они чисты, как и любой гражданин, пока его виновность не признает суд. К тому же непонятно, почему не озвучены фамилии двух самых известных депутатов, которые также имеют отношение к ОПГ и известны как Хоп и Челюсти?
Обвинят в некомпетентности министра. И это в том случае, если не усмотрят в его действиях прямого обвинения в совершении тяжкого преступления.
Калича Умуралиева, член аттестационной комиссии ДПС МВД:
- Главным лозунгом предвыборной кампании «Ата Мекена» заявлена борьба с оргпреступностью, однако выяснилось, что в их рядах есть член ОПГ - Алтынбек Арзымбаев. Приняты ли в отношении него адекватные меры? Министр Суранчиев, озвучив фамилии, вызвал огонь на себя. Но ничего нового мы не узнали. В каждом селе люди знают, кто чем занимается, и покажут, кто состоит в ОПГ, кто продает наркотики, кто скупает краденое... Поэтому Америки он не открыл. Другой вопрос, что никто не является преступником, пока его не осудят. Если теперь перечисленные пойдут в суд с иском к Суранчиеву, ему придется представить доказательства. Думаю, они у министра есть, иначе он не стал бы распространять информацию. Ведь милиция зачастую доказывает и доводит до суда, а Фемида их отпускает. Примеры - Камчи Кольбаев и Азиз Батукаев. В отсутствие государственности как таковой этот шаг министра можно расценить как самозащиту. Какое моральное право имеют депутаты требовать от министра, если в своих рядах не могут навести порядок и очиститься от ОПГ? Теперь посмотрим, как партии будут очищать ряды от этого балласта. Пусть власть покажет свое истинное лицо. Но сомневаюсь, что партии смогут исключить членов ОПГ, которые помогали на выборах и привели к власти.
Мавлян Аскарбеков, гражданский активист:
- Действия партии «Ата Мекен» напоминают старого человека, который бьется в конвульсиях. Политического пика она достигла в 2010 году. Гибель невинных людей в Бишкеке и Оше, мародерство, интриги, развал коалиции - этим партия полностью дискредитировала себя. Ставленник Текебаева Джоомарт Оторбаев только ухудшил социально-экономическую ситуацию и вызвал еще большее раздражение у населения.
Озвученная информация реакции ни у депутатов, ни у министров, ни у президента не вызовет, хотя именно глава государства отвечает за силовой блок.
Общественность знает, как член «Ата Мекена» по кличке Джин (Алтынбек Арзымбаев - прим. ИА «24.kg»), стал депутатом, даже проводил пресс-конференции. Но реакции не последовало. Этот список - ничто. Если МВД опубликует список депутатов ЖК, на которых возбуждены уголовные дела, мы увидим наркоторговцев, контрабандистов, бандитов-спортсменов и обычных финансовых мошенников, которые имеют отношение к ОПГ. Это новая фаза противостояния Текебаева и Атамбаева.
Эркин Саданбеков, адвокат:
- Список всплыл вовремя: чувствуется приближение выборов. Иначе зачем бы Омурбеку Текебаеву в отпуске заниматься выяснением этого вопроса? Что же касается списка, факт причастности указанных депутатов и чиновников к ОПГ еще не доказан, то есть все вилами по воде писано. Оперативная информация, которую собирают сотрудники МВД и ГКНБ, не является доказательством причастности человека к организованным преступным группировкам и не может быть положена в основу уголовного дела. Это может быть банальный донос соседей, агентов или недоброжелателей. Такую информацию надо проверять, прежде чем озвучивать с трибуны парламента. За распространение такой информации указанные в списке граждане могут подать в суд на МВД. В то же время сегодня в регионах много депутатов и чиновников, о которых говорят, что они причастны к ОПГ. Это работа МВД - ловить и доказывать, как это делают в цивилизованных странах, а не констатировать факты. Следствие хромает с доказательной базой. Суды тоже затягивают рассмотрение подобных дел.
Тимур Шайхутдинов, представитель гражданского союза «За реформы и результат»:
- Мне сложно судить обо всех этих случаях в отдельности, поскольку не обладаю полной информацией. Разговоры о связях отдельных депутатов с криминалом в обществе идут давно. С одной стороны, нужно приветствовать публичные слова министра с конкретными именами, с другой - возникают вопросы: почему молчали раньше? Почему не слышно об уголовных делах? Есть ли у ОВД о тех, кто представлен в списке, другие сведения - помимо знакомства или родственных связей? Потому что сам по себе факт знакомства преступлением не является. Эти и другие вопросы требуют официальных разъяснений.
За словами министра должна последовать более подробная информация, а если речь идет о составе преступления - то и уголовно-процессуальные действия. Кроме того, есть такое понятие, как презумпция невиновности, и должностное лицо, озвучивающее обвинения, должен понимать всю меру ответственности за слова. По дальнейшим действиям правоохранительных органов можно будет судить о степени их профессионализма.
Политические партии, которые представляют эти «слуги народа», обязаны озвучить отношение к информации МВД. Если факты подтвердятся, следует на своем уровне очистить ряды и не дать людям, связанным с криминалитетом, возможности баллотироваться в парламент в будущем. Для этого им не требуется решение суда, нужна только политическая воля.
Шейшенбек Байзаков, генерал в отставке:
- Этот список не новость. Еще Калинин говорил, что милиция - зеркальное отражение общества, а общество - отражение правителей. Представители и приближенные к ОПГ есть не только среди депутатов, но и в милиции, прокуратуре и спецслужбах. МВД в одиночку справиться с ОПГ не сможет, необходима координация всех служб. Оргпреступность должна стать головной болью не только милиции, но и ГКНБ (поскольку их проникновение в органы власти и местные кенеши - это угроза нацбезопасности), судов и прокуратуры. А сегодня получается, что все шишки валятся только на МВД.
Не думаю, что Суранчиев озвучил информацию ради того, чтобы заработать политические очки. Ему это не надо. Не он, так кто-нибудь другой обязательно обнародовал бы список. К тому же о криминальном прошлом многих из списка известно давно и не только милиции. Другое дело, почему именно сейчас «Ата Мекен» поднял этот вопрос. Близятся выборы, и политические очки надо набирать уже сейчас. Омурбеку Текебаеву это так называемое разоблачение только на руку.
Правила комментирования
comments powered by Disqus