Генеральный директор нефте-газовой компании “Сомон Ойл” говорит, что только открытие крупного месторождения газа и нефти в Таджикистане может открыть путь серьезным инвестициям в эту отрасль страны, испытывающей энергетический кризис.
Генеральный директор нефте-газовой компании “Сомон Ойл” говорит, что только открытие крупного месторождения газа и нефти в Таджикистане может открыть путь серьезным инвестициям в эту отрасль страны, испытывающей энергетический кризис.
Швейцарская компания “Сомон Ойл” заявила, что завершает сейсмо-поисковые работы на двух площадках “Западный Суфатог ” на границе Аштского района с Узбекистаном и на месторождении “Кайроуум Б”, вблизи Кайрокумского водохранилища.
Генеральный директор компании “Сомон Ойл” Мирзошариф Исломиддинов 14 сентября в беседе Радио Озоди сообщил, что бурение на месторождение в условиях Таджикистана требует $22 миллионов и, по крайней мере, 8 месяцев работы.
“Мы ведем подготовку к бурильным работам. Это очень затратный труд, ежедневно работы обходятся компании до $50 000, поэтому любые задержки чреваты для нас убытками и мы намерены любым путем завершить работу за 8 месяцев. Нам понадобится до 1000 тонн труб”.
Исломиддинов отметил, что обещания учредителя –швейцарской компании MNP Petroleum и голландской “Вагобел” о выделении $67 миллионов на продолжение работ по добыче нефти в Таджикистана открыло путь перед “Сомон Ойл” в освоении новых площадей на севере Таджикистана.
MNP Petroleum 9 сентября объявила, что достигла с голландской компанией о выделении дополнительных средств в нефтяную отрасль Таджикистана.
Мирзошариф Исломиддинов говорит: “Компаний, бурящих скважины, много. Китайские компании, американские, базирующиеся в Казахстане, ждут, когда мы начнем работу. После завершения бурения “Кайрокум Б” “Западный Суфатог ” мы вернемся в Кайрокум, чтобы бурить вторую скважину.
Четыре перспективные «надежды» в сфере нефти и газа в Таджикистане
Почти 5000 квадратных километров на севере Таджикистана входят в нефтяную платформу «Ферганский залив». На этой территории, по утверждению Мирзошарифа Исломиддинова, есть четыре «перспективных» месторождения:
Площадка “Восточный” – на территории Исфаринского района и восточная часть Конибодомского района, площадка “Западная» на территории “Навобод”, “Овчи- Калъача” – в районе Бободжон Гафуров, Спитамен, Джаббор Расулов, частично в Гончи и на западе Конибодома. Кроме того площадка «Северо-Восток» в северной части Бободжон Гафуровского района, на западе Аштского района на границе с Узбекистаном.
Глубина этих площадей не одинакова и отличается: 200-300 метров в Исфаре и до 6 000 метров Аште.
Но в целом, в отличии от других стран Центральной Азии – Узбекистана, Казахстана и Туркменистана и южного соседа – Афганистана, Таджикистан не имеет обильных источников газа и нефти и в настоящее время импортирует 90% своих потребностей.
Начиная с 2008 года постепенное сокращение поставок объемов газа из Узбекистана, а с 2012 полное прекращение вынудило Таджикистан срочно обратиться к други мвидам энергии, в частности, к углю.
Кроме того, введение таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов в Таджикистан со стороны России в 2010 году привело к резкому взлету цен на бензин и солярку, и в связи с этим подорожанию другой продукции и услуг.
Мирзошариф Исломиддинов, опираясь на свой пятилетний опыт в “Сомон Ойл” говорит, что за последние 28 лет в стране не выявлено ни одного крупного месторождения, из-за чего не идут серьезные инвестиции.
“Мы должны заверить инвесторов, что в Таджикистане есть нефть и газ. Если в республике будет найдено крупное месторождение, это может привлечь в страну серьезные инвестиции”.
Потребность Таджикистана в нефтепродуктах в среднем в год составляет пол миллиона тонн, в том числе в бензине, солярке, керосине, мазуте и смазочных материалах. Республика также нуждается в 1,5 миллиарде кубометров природного газа. Согласно стат данным, в 2013 году в Таджикистане было добыто всего 3 миллиона 928 тысяч кубометров газа и 27 532 тонн нефти.
Газа достаточно, нефти- не очень
Глава “Сомон Ойл” отметил в 80 –х годах в Таджикистане довели уровень добычи нефти до 400 000 тонн в год. 242 000 тонна добывалось на месторождениях, находившихся на территории Согдийской области. Мирзошариф Исломиддинов говорит, что Таджикистан не в состоянии обеспечить себя собственными нефтепродуктами, но может обеспечить себя своим газом. В частности, если ввести в эксплуатацию крупное месторождение “Бохтар” на юге Таджикистана.
Эксперты говорят, что проблема в том, что средства и усилия на месторождениях полностью не изученных могут быть потрачены впустую.
Месторождение Ниёзбек досталось Кыргызстану
Например для добычи газа и нефти из месторождения “Ходжа Бокиргон”, расположенного на границе между районом Бободжон Гафуров Таджикистана и Лайлакским районом Узбекистана потребовалось 13 лет. Но позже выяснилось, что это ветвь месторождения нефти и газа “Ниёзбек – Северный Каракчикум”, и в результате эксплуатации Таджикистаном и Кыргызстаном абсолютно упало давление в этом слое.
Кыргызские власти в июне нынешнего года изгнали рабочих таджикского предприятия “Сугд Петролеум” с месторождения «Ниёзбек», заявив, что на их картах оно называется "Катта-Туз", и так как оно на их территории, то переходит на баланс Кыргызстана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus