Дефицит бензина в Казахстане составляет около 1 млн тонн. Большая его часть будет закрываться поставками из Российской Федерации, но какие-то резервные объемы пойдут из других стран. Альтернативными поставщиками могут выступить Азербайджан и Туркменистан. Об этом вчера в ходе пресс-конференции сообщил генеральный директор Ассоциации «KAZENERGY» Асет Магауов.
«Этот вопрос прорабатывается национальной компанией «КазМунайГаз». Мы встречались с их представителями. Я думаю, это правильное решение, чтобы у нас были альтернативные поставщики нефтепродуктов, так как в Российской Федерации этим летом произошли определенные снижения объемов производства нефтепродуктов, связанные с техническими авариями на одном из крупных и нефтеперерабатывающих заводов, что привело к дефициту ГСМ и росту цен, и, соответственно, снижению поставок в Казахстан. Для того, чтобы такие ситуации не повторялись, мы должны иметь альтернативных поставщиков. Поэтому, я считаю, что нацкомпания должна проработать альтернативных поставщиков нефтепродуктов», - процитировал BNews.kz гендиректор Ассоциации «KAZENERGY».
Как пояснил в интервью Central Asia Monitor директор Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Ерлан Хасенбеков, в настоящее время почти весь дефицит ГСМ в стране покрывается поставками горючего из России и совсем немного – за счет толлинговой переработки нефти в Китае. К слову, казахстанские компании-недропользователи с китайским участием являются и основными поставщиками нефти на наши НПЗ: до 65% от своей добычи они перерабатывают здесь. Чтобы со временем исправить эту ситуацию, нужно, по его мнению, решить пять задач:
Первая – уже давно одним из самых сложных моментов являются взаимные поставки с Россией нефти и нефтепродуктов из-за разницы цен в каждой из стран. Из-за этого диспаритета КМГ периодически вынужден в убыток себе закупать светлые бензины по более дорогой цене, а здесь продавать по установленной правительством стоимости. Наверное пришла пора увязать последние – предельные цены на розничную реализацию в Казахстане социально значимых нефтепродуктов – с российскими ценами какой-то определенной формулой, которая бы учитывала именно реальные факторы ценообразования на рынках РФ и РК. Это позволит не только сгладить разницу стоимости ГСМ в двух странах, но и зряче двигаться участникам этого рынка.
Вторая – сохранить возможность получения ГСМ из альтернативных источников и не быть так сильно привязанными к российскому горючему. Это можно сделать лишь за счет толлинговой переработки нефти на китайских, азербайджанских и других НПЗ. Такие стимулы в отечественном законодательстве еще имеются, но действуют только до 1 января 2015 года. С учетом текущей ситуации, наверное, есть смысл сохранять их до того момента, когда полностью завершится модернизация наших НПЗ, т.е. до 2017 года.
Впрочем, уже сейчас есть опасения, что эта модернизация может затянуться. Потому как третью задачу я бы выделил комплекс мер – прежде всего, через анализ складывающихся тут факторов – чтобы подобной задержки не случилось. Чем скорее мы завершим «апгрейд» НПЗ – тем быстрее достигнем лучшего обеспечения внутреннего рынка.
Кроме того – и это четвертая задача – нацкомпании «Казмунайгаз», на которую сейчас свалилась основная забота по обеспечению рынка, желательно продумать систему формирования резервов социально значимых нефтепродуктов. Думается, цель таких мер всем очевидна – не допускать особо кризисных ситуаций.
Пятая задача связана с обеспечением наших НПЗ отечественным сырьем в среднесрочной перспективе. Тут нужно учитывать два таких важных фактора. Компании-недропользователи, поставляющие сейчас нефть на внутренний рынок, уже прошли максимальный уровень добычи сырья. То есть их производство будет объективно снижаться. А ведь после модернизации казахстанских НПЗ им вместо 14,5 млн. тонн потребуется 17,5 млн. тонн ежегодно. Поэтому уже сейчас необходимо договариваться с нашими крупными производителями. В частности, «Тенгизшевройл», «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» и North Caspian Operating Company (Кашаган) пока не поставляют казахстанским НПЗ ни тонны сырой нефти. Но с ними государство работает по Соглашениям о разделе продукции (СРП), которые обеспечивают приток крупных инвестиций в Казахстан. Необходимо договариваться о внесении каких-то изменений в отдельные положения этих СРП, поскольку без участия этих крупных компаний изыскать другие стратегические ресурсы будет сложно».
На взгляд ЕрланаХасенбекова, если в ближайшем периоде проблемы с поставками будут сохраняться, то, возможно, придется прибегнуть к определению пусть временного, но единого импортера ГСМ из-за рубежа.
Правила комментирования
comments powered by Disqus