Начальник Главного штаба - первый заместитель председателя Государственной пограничной службы Искендербек Мамбеталиев рассказал "ВБ", как пограничники готовятся к вступлению в Таможенный союз.
- Что делает ГПС для того, чтобы границы Кыргызстана соответствовали требованиям Таможенного союза?
- Для присоединения Кыргызстана к ТС пограничное ведомство разработало "дорожную карту", где мы определили первоочередные мероприятия по укреплению и обустройству внешней границы Таможенного союза, в том числе на пунктах пропуска с Китаем, Таджикистаном и Узбекистаном. При вхождении КР в альянс наши таможенники оставят пункты пропуска на кыргызско-казахстанской границе, и работать там будет погранслужба, в том числе и контролировать радиационный уровень, что раньше делала таможня.
На южных рубежах мы начали обустройство границ, закрываем описанные участки оградительными заборами из колючей проволоки, роем траншеи, где это возможно по условиям местности.
Кроме того, устанавливаем инженерные сооружения. Планируется установка до 30 металлических наблюдательных вышек, которые мы оснастим оборудованием. На них будут нести службу наши пограничники. Также от разных партнеров, в том числе от России, мы получили электронно-оптические модули "Фокус". Часть из них уже установлена. Мы обучили солдат ими пользоваться.
При условии достаточного финансирования планируем построить дополнительные пограничные заставы, возле каждой из которой мы будем ставить металлическую вышку. Одна вышка стоит примерно миллион сомов.
- Сколько километров траншей и заборов ГПС уже соорудила?
- Траншеи - около 20 км, заборы - около 30 км. Работы продолжаются. Сколько это стоит, мы каждый год определяем отдельно. Потому что есть местности с такими условиями, где ограда не нужна.
Где-то можно поставить просто мобильные объекты, где-то приходится что-то капитальное строить. Ежегодно мы это изучаем и составляем план. Оцениваем эффективность получаемого оборудования, Смотрим, как оно себя показывает в зависимости от места и условий.
- Сколько еще предстоит построить инженерных сооружений?
- Более 100 км - на границе с Узбекистаном. Это неописанные, наиболее проблемные участки. Там нельзя ставить капитальное сооружение, поэтому мы выставим мобильные комплексы.
- Во сколько обошлось строительство заборов и траншеи на данный момент?
- 20 млн сомов было потрачено на прокладку траншей. Сколько потрачено на оградзаборы, пока сказать не могу, потому что материалы закуплены, а вот ставим их своими силами. Большая часть материалов лежит на складах.
- Когда закончится укрепление границ?
- Это зависит и от того, когда завершится делимитация границ, и от наличия финансирования, и от того, какое оборудование мы в дальнейшем будем получать. Поэтому однозначно говорить о сроках пока рано. Вряд ли мы уложимся в [url][/url]один-два года.
- Сколько примерно нужно денег, и где ГПС их берет?
- Основной источник - республиканский бюджет. В 2012-2013 годах, в связи с конфликтами на границе, в анклавах Сох, Ворух и на других участках, были выделены средства на закупку бетонных столбов, колючей проволоки. Эти материалы мы сейчас и используем. Существенную часть денег мы получаем от России, которая выделяет $200 млн на вхождение в Таможенный союз. Но сколько, я не могу сказать. Думаю, что ближе к моменту вступления это прояснится.
- Какое оборудование на каждом КПП должна установить погранслужба, чтобы соответствовать требованиям Таможенного союза?
- Мы обязательно должны установить систему паспортного контроля, которая будет объединена в единую информационную систему. К ней должны подключаться спецслужбы, ГРС, таможня, МВД, миграционная служба. Любой гражданин сможет проверить дистанционно, открыт ли ему въезд в страну, снят ли он с учета по судимости и так далее. И нам дают поручение не допустить выезд тех или иных граждан по решению суда. Все госорганы в итоге будут иметь определенный порог доступа в это систему, могут отправлять нам поручения, которые мы будем исполнять в соответствии с законом.
Кроме того, на каждом КПП мы установим видеокамеры и периметровые заграждения, чтобы упорядочить пропуск граждан. С помощью камер мы будем бороться с коррупцией и контролировать нахождение и пребывание сотрудников, а также то, как они выполняют свои функциональные обязанности. Мы также установим специальное оборудование по поверке документов и автомобилей. Какое именно оборудование, сказать не могу.
При этом мы считаем, что больших упущений в работе погранслужбы и недостатка в оборудовании нет.
Но в странах ТС приняты свои программы развития, совершенствуется оборудование погранслужб, методы работы. Естественно, мы будем постоянно сверять с ними шаги. Наше оборудование вырабатывает свои сроки службы, выходит из строя, требует обновления, ремонта, поэтому мы тоже будем его постепенно менять. Но на данный момент уровень пограничного контроля соответствует нормам Таможенного союза.
- Россия дополнительно выделяет $200 млн, из которых $55 млн направят на укрепление границ. Будет ли ГПС ждать эти средства?
- Нет, ждать не собираемся, мы работаем, у нас достаточно неосвоенных средств. Естественно, если мы получим от России дополнительные деньги, работы будет вестись еще активнее.
- Сколько в целом по всем запланированным мероприятиям требуется средств?
- У нас есть расчеты, но мне бы не хотелось их показывать общественности, потому что это зависит не только от нас. Это вопрос трехсторонний, мы бы хотели для начала сверить наши шаги с российской стороной.
- Что тормозит ГПС в подготовке к Таможенному союзу?
- Вопрос делитмитации и демаркации границ и финансирования. В остальном проблем нет. Нормативно-правовые документы все работают, они не противоречат никаким международным соглашениям ни в одной части. Нам не нужно принимать никаких экстренных законопроектов.
Более того, делимитация ни в коей мере не задерживает вступление Кыргызстана в Таможенный союз.
- Но, согласно требованиям участников альянса, Кыргызстан должен завершить делимитацию до присоединения. Разве может быть, что КР сначала интегрируется, а потом продолжит согласование границ с соседями? Ведь это нарушает один из принципов этого объединения - наличия укрепленных и согласованных внешних границ.
- В "дорожной карте" по вступлению КР в союз этого нет. К тому же президенты на заседании Высшего экономического совета в Астане заявили, что Кыргызстан планирует вступить в ТС с 1 января 2015 года .
Неописанные границы не могут стать причиной невступления КР в ТС.
Правила комментирования
comments powered by Disqus