- Темир Аргембаевич, вы знаете, что вся общественность бурно обсуждает вопрос о вступлении в Таможенный союз. Сегодня мы поговорим с вами на эту тему. Что мы приобретем и что потеряем при вступлении в Таможенный союз? Для начала ответьте на этот вопрос, на понятном для читателей языке.
- В последние годы весь мир переживает эпоху глобализации из-за развития технологий, коммуникаций. В связи с этим многие страны объединились и создали выгодные для себя условия. К примеру, возьмем Евросоюз. Сначала там были 5 стран. Теперь же в союзе 25 стран с населением в 800 млн человек. По экономическому потенциалу союз занимает второе место в мире.
Подобных объединений полно. Россия, Белоруссия, Казахстан сформировали в 2010 году Таможенный союз, выработали правила. Самое основное отличие этих правил заключается в свободном товарообороте, в отсутствии препятствий, в единой системе безопасности и дисциплины. Эти три страны сказали: "Правила действуют для трех стран Таможенного союза, для остальных стран будут применяться общие правила".
Мы граничим с Казахстаном. Большинство товаров поступают из Китая в Кыргызстан, а затем вывозится в Россию через Казахстан. Поэтому страны Таможенного союза сделали заявление: "Завозить к нам китайские и прочие товары можно только на условиях Таможенного союза". Речь идет об иных таможенных пошлинах.
Мы сами приняли решение о вступлении в Таможенный союз. Никто нас не будет принуждать, если мы скажем: "Мы не будем вступать в Таможенный союз, нас не интересуют рынки России и Казахстана, мы будем продавать свои товары в США и в Европу". Некоторые ошибочно думают, что другие страны принуждают Кыргызстан вступить в Таможенный союз. Это ничья политика, а наше, собственное решение.
- Расскажите, что хорошего в том, что у нас откроется доступ на российский и казахский рынки?
- Рынки этих стран считаются большими, так как численность населения достигает 170 млн человек. Хороши возможности продавать и покупать товары. К примеру, возьмем тариф на железную дорогу. Мы будем пользоваться внутренними тарифами Таможенного союза, если соберемся вывозить товары в Россию или в Европу. А если не вступим в союз, то для нас будут действовать дорогие, внешние тарифы.
Возьмем еще один пример. В свое время президент Атамбаев провел переговоры с Путиным и попросил того убрать пошлины на горючее. Нужно признать, что у нас нет соответствующего соглашения. Мы завозим дешевые ГСМ, без пошлины только на основании договоренности лидеров стран.
Если мы не вступим в Таможенный союз, то уже завтра будет введена экспортная пошлина на ГСМ. Потому что таковы законы для стран, не входящих в Таможенный союз. Таможенная пошлина одной тонны ГСМ может достигнуть 350-400 долларов. Это означает, что каждый литр бензина может подорожать на 25-30 сомов. Если сегодня бензин стоит 45-46 сомов, то после этого он вполне может стоить 75-80 сомов. Речь идет о наших экономических интересах. Рост цен на бензин может привести только к росту цен на товары и на услуги.
- Говорят, мы не сможем продавать свои товары в другие страны, если вступим в Таможенный союз. Это действительно так?
- Нет, это неправильно. Наоборот, требования Таможенного союза созвучны с требованиями других стран. Мы должны воспользоваться Таможенным союзом, чтобы построить лаборатории, привести наши технические регламенты в соответствие с международными нормами. Если произведенные у нас продукты и товары будут соответствовать международным нормам, тогда у нас появится возможность продавать их в Китай или в Европу. Мы должны понять это, а не искажать факты.
Некоторые люди ошибочно заявляют, что мы окажемся зависимы, если вступим в Таможенный союз. Таможенный союз лишь регулирует импортные пошлины для третьих стран. Здесь не может быть речи о какой-то зависимости. В наших руках будут внутренние налоги, акцизная, экспортная политика, короче говоря, все. Никто не будет вмешиваться и давать указания. Фермеры будут продавать свои товары туда, куда пожелают.
"Основная политика - поддержание внутреннего производства..."
- Какова основная политика Таможенного союза?
- Основная политика - поддержание внутреннего производства. Соответственно, повышаются импортные тарифы. Потому что создаются выгодные условия для внутренних производителей. Если из Китая будет завозиться дешевая картошка, а мы не введем импортные пошлины, то покупатели не станут покупать картошку отечественного производства. В итоге фермеры обанкротятся.
Я хочу посредством газеты обратиться к тем, кто искажает информацию. Пускай потом не выдвигают ко мне претензии. В данное время наше экономическое положение не позволяет нам полноценно производить продукцию и экспортировать ее. В данное время мы вывозим только ограниченный объем товаров, в основном сырье. Поэтому государство, правительство намерено возобновить отечественное производство, перерабатывающую промышленность.
До каких пор мы будем считать поголовье скота. Давно пора сделать акцент на качество, на породистость скота. К примеру, породистая корова дает 30 литров молока. А 10 таких коров дадут в день 300 литров молока. А большинство людей сейчас содержат 30 коров, чтобы получить 300 литров молока. Расходы большие. Еще один пример - мы получаем 2-2,5 тонны пшеницы с 1 гектара земли. В других странах собирают 7 тонн пшеницы с 1 гектара. Расходы те же. Короче говоря, нам нужно достичь определенного качества.
- Назовите самые приоритетные отрасли.
- Неважно, будем вступать мы в Таможенный союз или нет, но нам нужно заняться упомянутыми проблемами. Это наши личные проблемы. Мы живем в конкурирующем мире. Я не говорю, что завтра мы хорошо заживем, если вступим в Таможенный союз. Будут трудности. Некоторые предприниматели лишатся своего бизнеса. Но определенные отрасли начнут развиваться. До этого мы временно будем переживать трудности.
Весь этот путь мы должны преодолеть. От вступления в Таможенный союз в первую очередь выиграют фермеры. Выиграют те, кто работают в сфере легкой промышленности, в швейной отрасли, в перерабатывающей отрасли. Промышленность тоже будет развиваться.
К примеру, ламповый завод в Майлы-Суу вышел на объем производства советских времен. Там трудятся около 3000 человек, а в год производится 190 млн лампочек. 50% из них экспортируются в Казахстан и в Россию. При министерстве есть Департамент по банкротству. Мы помогли обанкротившемуся заводу, обеспечили работой тысячи человек.
В Токмаке есть стекольный завод. Его реконструировали и обеспечили новыми технологиями. Мы не сможем продавать стекло в Китай или в Европу. Основной наш рынок - Казахстан и Россия. Наша страна богата на различные камни. Мрамор, ракушник и т. д. в основном продается в Казахстан. Половина города Астаны была построена за счет ценных камней Кыргызстана.
"Разработаем выгодную для предпринимателей политику..."
- Бизнесмены жалуются, что они не смогут выстоять в условиях Таможенного союза...
- Во-первых, после вступления в союз фермеры, предприниматели начнут продавать свою продукцию по высокой цене. В какой-то степени повысятся внутренние цены, когда наши производители будут вывозить нашу продукцию в Россию и в Казахстан. Все зависит от роста инфляции.
Во-вторых, мелкие предприятия могут и не выдержать конкуренции. Но мы разработаем выгодную политику по налоговой политике, по выдаче долгосрочных кредитов. Потому что государство должно поддержать отечественных бизнесменов. Мы требуем выделить нам 3-5 лет в качестве переходного периода после вступления в Таможенный союз. А за пять лет наши бизнесмены смогут встать на ноги, привыкнуть к новым условиям.
- Из России и Казахстана к нам поступают миллионы в качестве помощи вступлению в Таможенный союз. Эти деньги станут долгом на шее страны?
- Нет, эти деньги не станут долгом для страны. Россия выделяет 200 млн долларов в качестве гранта. Деньги почти поступили, нам остается лишь потратить их по назначению. С Казахстаном ведутся переговоры о выделении 100 млн долларов. Они тоже окажут поддержку. Эти 300 млн долларов рассчитаны на краткосрочную перспективу.
Эти деньги уйдут на строительство таможенных постов, лабораторий, идентификацию скота. После вступления в Таможенный союз наши товары будут свободно пересекать границу Казахстана. Не нужно будет по 3-5 дней простаивать на границе.
Тем не менее порядок будет жестким. Многих это пугает, поэтому они выступают против вступления в Таможенный союз. Но нам нужен такой порядок. Нужно жить под железной дисциплиной, если хотим, чтобы развивалась страна.
Мы думаем, что контрабанда полностью пропадет. Потому что будет установлено видеонаблюдение в режиме онлайн. Страны Таможенного союза могут с легкостью отследить, сколько машин проезжает через таможню. Будет тяжело тем, кто давал взятку и провозил товары контрабандой. Будет легче тем, кто работает по закону.
Пускай ознакомятся с документами о вступлении в Таможенный союз те, кто строит свои предположения, выступают с различными заявлениями. Еще одно преимущество заключается в том, что у наших граждан появится возможность свободно въезжать и выезжать из Таможенного союза. Потому что помимо Таможенного союза, мы вступаем в единое экономическое пространство.
"Будет невыгодно импортировать старые машины..."
- Первыми подорожали импортные авто. Многие недовольны. Что вы скажете об этом?
- В первую очередь мы должны понимать, что мы принимаем меры против беспорядочного ввоза авто в страну. С 2010 года в Кыргызстан завезли 30 818 машин. А по итогам 2013 года число импортных машин составило 105 тысяч 970. За три года машин стало в три раза больше. 90% этих машин сошли с конвейера 10-12 лет назад.
Эти авто исчерпали свой ресурс, больше потребляют бензина и загрязняют экологию. За границей подержанные авто очень дешевые. Поэтому некоторые предприниматели тратятся только на перевозку авто и прилично зарабатывают. Если раньше в каждом доме были повозки, то сейчас у каждого дома стоят две машины.
Чем старее была машина, тем меньше была пошлина. За прошлогоднюю машину нужно было платить по 1,3 доллара. А за машину 11 летней давности - 0,3 доллара. Пошлина была в 4-5 раза дешевле. Поэтому предприниматели в основном завозили старые авто.
Возьмем 2013 год. 44% машин были изготовлены 11 лет назад. 27% машин сошли с конвейера 12 лет назад. 17% машин были выпущены 10 лет назад. В общем, ежегодно завозили 10-летние старые машины, которые составляли 88% от всего ввозимого авто. Устанавливая новые цены, мы по возможности хотели избавиться от старых машин.
К примеру, со следующего года будет невыгодно завозить машину, которая была выпущена 12 лет назад. Потому что пошлина будет высокой. Это экономический рычаг. Пошлина будет только подниматься. С января 2015 года повысим таможенные пошлины на 11-летнюю машину на 2,6 доллара. За 2 кубовую машину придется заплатить пошлину в 5 тысяч 200 долларов. Такая машина будет очень дорогой. В 2016 году пошлина 10-летней машины будет стоить 3,1 долларов.
Пошлина на новую машину составит 2,4 доллара, на старую - 3,1 доллара. В 2017 году пошлина 9-летней машины составит 3,1 доллара. Такие сокращения должны позволить нам сделать так, чтобы в страну завозились только машины, которым 5-7 лет. 7-летнюю машину можно ввозить, но она будет дорогой.
Если каждый год нам будут завозить 100 тысяч машин, то на наших дорогах будет тесно. Кроме того, на 60% экология города разрушается из-за старых машин. Кроме того, с машинами связана проблема безопасности. Это решение основано на реальной сложившейся ситуации. Если в этом году мы повысим пошлины на 10 центов, то в бюджет поступят 300 млн сомов в качестве дополнительного налога. Если в следующем году повысим пошлины на 20 центов, то соберем больше 1 млрд сомов в качестве налогов.
- Когда мы станем полноценными представителями Таможенного союза?
- В этом году мы должны подготовить всю законодательную базу, чтобы в 2015 году мы выразили готовность вступить в Таможенный союз. Затем должно быть составлено соглашение, которое будет ратифицировано в Жогорку Кенеше. В соглашении будет указано, с какого дня таможни Кыргызстана будут работать по регламенту Таможенного союза. Пока что мы работаем над этим соглашением.
Правила комментирования
comments powered by Disqus