Сложный процесс делимитации и демаркации государственной границы, который для Таджикистана является одним из наиболее актуальных на сегодняшний день, для Казахстана остался в прошлом. Эта страна окончательно решила все свои пограничные вопросы еще в 2005 году. Теперь казахстанский опыт используется учеными-международниками во всем мире.
Секретом своих успехов Казахстан готов поделиться и с широкой публикой. Так, в сентябре этого года вышло третье издание книги «Правда о государственной границе Казахстана» под редакцией видного казахстанского политика Касымжомарта Токаева, а в июле кинематографисты Казахстана рассказали о том, как страна год за годом прокладывала свои государственные рубежи, в документальной ленте «Тонкая красная линия».
«АП» ознакомилась с опытом Казахстана в решении пограничных вопросов и выбрала из него самые яркие примеры.
ДЛЯ Таджикистана приграничные конфликты на протяжении всего периода независимости являются серьезной головной болью. По мнению экспертов, на сегодняшний день наша страна имеет спорные вопросы на границах почти со всеми своими соседями. Пожалуй, наиболее остро пограничный вопрос на сегодняшний день стоит между Таджикистаном и Кыргызстаном. Дело в том, что протяженность границы между нашими государствами составляет 970 км, при этом только 567 км из всего этого расстояния уточнено. Во многом из-за этого факта в таджикско-кыргызском приграничье периодически возникают конфликты. Похожая ситуация наблюдается и на границах с другими нашими соседями.
На прошедшем недавно в Душанбе саммите глав государств ШОС пограничная тема стала ключевой в ходе встречи президента Таджикистана Эмомали Рахмона и его кыргызского коллеги Алмазбека Атамбаева. Согласно данным официальных источников, лидеры обеих стран выразили обеспокоенность участившимися инцидентами на таджикско-кыргызской границе. Оба президента выразили общее видение решения проблемы: и Э.Рахмон, и А.Атамбаев полагают, что необходимо как можно скорее завершить делимитацию и демаркацию государственных границ.
О том, что делимитация и демаркация границ является ключевым условием для устранения приграничных конфликтов, свидетельствует и опыт Казахстана: эта страна окончательно решила свои пограничные вопросы еще 9 лет назад. О том, как это было, повествует книга «Правда о государственной границе Казахстана» под редакцией председателя сената парламента РК, видного казахстанского политика Касымжомарта Токаева, третье издание которой появилось в Казахстане на прошлой неделе.
В июле подробности закрепления государственной границы Казахстана были раскрыты в новой документальной ленте «Тонкая красная линия», где ключевым рассказчиком выступает сам президент Казахстана.
«Вопросы границы решаются только благодаря доброй воле»
ИЗ интервью Нурсултана Назарбаева в документальной ленте «Тонкая красная линия»:
«В этом году Казахстан отмечает 23 года своей независимости, из них 13 лет мы проводили переговоры по границе. Это был непростой вопрос, важнейший - равносильный самой независимости. Ведь если у государства нет границ, нет и самого государства. Объявить независимость - одно, но чтобы быть государством - у этого государства должна быть граница, в рамках которой распространяется юрисдикция страны, распространяется действие конституции этой страны, ее законов. Между Россией и Украиной до сих пор нет оформленных границ, поэтому возник конфликт, для него есть основа.
Это очень важный момент для страны, а для Казахстана тем более. Когда у наших предков-кочевников была очерченная граница с Россией? Никогда. Решить приграничный вопрос с Китаем не удалось ни царской России, ни СССР. Это всегда было причиной конфликтов и непонимания.
Когда речь идет о границе, каждая сторона преследует свои интересы. Один видный немецкий политик шутливо говорил, что компромисс – это разделить пирог так, чтобы каждому показалось, что он получил самый большой кусок. На самом деле, надо решать вопрос так, чтобы все стороны остались довольны. Иногда мнения не совпадают, и как их сблизить? Переговоры традиционно идут долго; обсуждается каждый километр, каждый метр, все это рассчитывается, вспоминается вся история, правовая база. И вот когда все изучено, стороны приходят к компромиссу.
Такие вопросы решаются только благодаря доброй воле».
«Спальня – в Узбекистане, кухня – в Казахстане»
ИЗ документальной ленты «Тонкая красная линия»:
«ДЛЯ Казахстана процесс делимитации именно границы с Узбекистаном был очень сложным, длительным, а порой даже скандальным. Дело в том, что на каждом квадратном километре казахстанско-узбекской границы проживает огромное количество людей; на каждом участке границы проходят линии дорог, ЛЭПы и работают гидросооружения.
С Узбекистаном приграничные споры случались еще в советское время. В 1956 году из одной союзной республики в другую передали целый район – Бостандыкский, тогда 13 февраля указом Президиума Верховного Совета СССР передача земель от Казахской ССР Узбекской ССР была осуществлена на союзном уровне. Причем сделать это хотели еще в 30-е годы, но сначала власти Казахстана отстояли свой район, но затем передача все-таки произошла. После распада СССР официальный Ташкент ждал претензий и готовился к дипломатической обороне.
- Дипломаты не имеют права поддаваться искушению, - говорит К.Токаев. - Да, во время переговоров мы, естественно, вспоминали этот акт, который был несправедлив по отношению к Казахстану. Я до сих пор считаю, что была допущена трагическая ошибка. Но все это ушло в прошлое. Если же оспаривать это решение, выставлять какие-то территориальные претензии в отношении соседей, то это было бы в высшей степени безответственно и контрпродуктивно.
Переговоры только начались, а некоторые общественные организации и ряд политиков настолько накалили обстановку, что нервы у официального Ташкента не выдержали: пограничники Узбекистана начали перекрывать дороги, устанавливать бетонные блоки и колючую проволоку. Целые улицы казахстанских поселков оказались на чужой территории.
- Наши дома находились на границе, мы сидели между двумя странами, но верили, что находимся на своей земле, – вспоминает житель приграничного поселка Шамшиддин Сыздыков. - Но Узбекистан сказал, что это его территория. Пришли люди и стали делать разметку границы прямо рядом с нашими домами.
Сказать, что переговоры по вопросам делимитации казахстанско-узбекской границе были сложными, значит, не сказать ничего. На совместных переговорах сверялись карты, но линии на бумаге не сочетались с реальностью.
В 2001 году с трудом, но удалось согласовать 80% границы. Договоренности решили немедленно зафиксировать на самом высоком уровне.
- Приходилось договариваться так: давайте учтем пожелания людей, решим проблему людей и в то же время решим проблему границ, - говорит Н.Назарбаев. - На границе было настолько плотное поселение людей, что линия границы проходила прямо по домам. Вот стоит дом, проходит граница по нему - и спальня остается в Узбекистане, а кухня - в Казахстане. Приходилось решать этот вопрос и не в ущерб территории, и с соблюдением интересов людей.
Оставшиеся 20 процентов территории – это два поселка, Багыс и Туркестанец. В обоих населенных пунктах преимущественно проживали казахи. За полгода Казахстан и Узбекистан пришли к общему решению: Багыс остался на территории Казахстана, а Туркестанец отошел к Узбекистану. Однако всем его жителям помогли переехать на территорию Казахстана, выплатили компенсации и обеспечили жильем».
Решение спорных вопросов между Казахстаном и Россией
ПРОЦЕСС урегулирования спорных приграничных участков между Казахстаном и Россией международники называют уникальным. Дело в том, что так же, как и в ситуации между Таджикистаном и Кыргызстаном, между Казахстаном и Россией никогда в истории не было юридически закрепленных границ.
Об этом процессе рассказывает Касымжомарт Токаев:
«Делимитация границы между Казахстаном и Россией уникальна в мировой международно-правовой практике, поскольку за сравнительно короткий промежуток времени удалось согласовать все точки прохождения ее линии.
Процесс определения государственной границы между Казахстаном и Россией начался 12 октября 1998 года, когда был подписан соответствующий протокол. Делимитация границы началась с запада, от нижнего течения реки Волги, и завершилась на востоке, на хребте Южный Алтай Алтайских гор, где расположена точка стыка государственных границ Казахстана, России и Китая. За основу были взяты административно-территориальные границы между Казахской ССР и РСФСР, сложившиеся к моменту распада СССР, то есть к 1991 году. Были тщательно изучены все необходимые материалы, имевшиеся в государственных архивах, в случае необходимости осуществлялись полевые обследования местности отдельных районов, проводились встречи с местными жителями.
Выяснилось, что межреспубликанская граница, сложившаяся между КазССР и РСФСР, нередко основывалась на порой противоречащих друг другу дежурных картах, материалах земле- и лесоустройства, которые в свое время были согласованы администрациями сопредельных областей. Еще один блок проблем был связан с тем, что во времена СССР внутренние административно-территориальные границы не являлись серьезными ограничителями в ведении хозяйственной деятельности и расположении населенных пунктов, а линия границы на местах не всегда соответствовала показываемой на картах. В случае возникновения хозяйственных споров каждая область отображала и заверяла свой вариант границы. При этом в материалах земле- и лесоустройства сторон такие правки не всегда учитывались, что только усложняло проводимую работу по делимитации.
На первом этапе был согласован и подготовлен проект описания прохождения линии границы в 7440 километров. На оставшихся 150 км совместная комиссия определила 16 участков, где были выявлены некоторые расхождения, а также выдвигались предложения о корректировке прохождения линии границы. Первая группа включала в себя 9 участков границы. Это те участки, где прохождение линии границы сторонами не подвергалось сомнению. Предложения по ее изменению с компенсационным обменом площадями выдвигались ввиду того, что хозяйственные или социальные объекты одной стороны оказались на территории другой. По этой группе участков стороны пошли навстречу друг другу, и прохождение линии границы было урегулировано в соответствии с взаимными предложениями и компенсационными обменами площадями.
Например, поселок Пригорное (совхоз "Прогресс") является хозяйствующим субъектом Оренбургской области и находится в административном подчинении города Новотроицка. Земли общей площадью 1967 га арендовались у Казахстана, из них 99 га были отведены под очистные сооружения города Новотроицка и Орско-Халиловского металлургического комбината, а 1868 га находились у ОАО "Прогресс". Линия границы согласно дежурной карте 1982 года не вызывала сомнений у сторон и разделяла село Пригорное на две части, причем большая часть находилась на арендованной территории в Актюбинской области. В селе Пригорное в 2000 году проживали 876 человек, из которых 866 - граждане РФ, 10 - граждане РК. Все коммуникации (автодорога, линии электропередачи, связи, водопровод, газопровод) находились на балансе соответствующих служб Оренбургской области, социально-экономическое обслуживание населения также осуществлялось российской стороной. Очистные сооружения и водозабор состояли на балансе города Новотроицка и Орско-Халиловского металлургического комбината.
Сложившаяся ситуация, когда граница должна охраняться, существенно осложнила бы передвижение населения поселка Пригорное и рабочих очистных сооружений, что, разумеется, не устраивало обе стороны. В случае возникновения аварийных ситуаций сточные воды комбината могли попасть в реку Урал и вызвать экологическую катастрофу, так как в соответствии с режимом границы невозможно было бы осуществить беспрепятственный выезд аварийных бригад из города Новотроицка в любое время суток.
В связи с этим сторонами было принято решение о корректировке прохождения линии границы таким образом, чтобы указанная выше территория площадью около 1200 га была закреплена за РФ. Взамен Оренбургская область готова была предоставить интересующий казахстанскую сторону участок равной площади и подходящий по качеству почв. В результате достигнутых договоренностей России отошло 1200 га территории с очистными сооружениями г.Новотроицка и поселком Пригорное, а к Казахстану отошли два участка пахотных земель общей площадью 1300 га в Каргалинском районе Актюбинской области.
Другим примером стал поселок Огнеупорный. Рабочий поселок и карьер расположены на территории Казахстана, а его жители, в том числе и этнические казахи, являются гражданами Российской Федерации. Кроме того, инфраструктура поселка полностью состоит на балансе Магнитогорского металлургического комбината. В поселке действует российское законодательство, рублевая зона и т.д. Карьер с момента его освоения эксплуатируется на арендных условиях Магнитогорским металлургическим комбинатом. Последний договор на 40 лет заключен между Карабалыкской районной администрацией Костанайской области и Магнитогорским металлургическим комбинатом в 1993 году, в соответствии с которым в местный бюджет выплачивается арендная плата. Прохождение линии бывшей административно-территориальной границы сторонами не оспаривалось.
Однако все население поселка выразило желание проживать на территории Российской Федерации и просило положительно рассмотреть вопрос о передаче его Челябинской области.
После проведения дополнительных консультаций и согласований была достигнута договоренность об обмене участка с поселком Огнеупорный общей площадью 520 га на участок в районе населенных пунктов Курское и Варваринка аналогичной площади.
Еще на одной спорной территории размещалось Имашевское месторождение. Это месторождение рассматривалось в рамках второй группы, состоявшей из 7 участков. Линия границы по-разному была указана на дежурных картах и в материалах земле- или лесоустройства, представленных сторонами. Данные участки были поделены поровну. Трудность заключалась в том, что имелись противоречащие друг другу документы, выпущенные в свое время Астраханским и Гурьевским облисполкомами. Еще в советское время шла борьба между ними за этот участок, расположенный между Курмангазинским районом Атырауской области и Красноярским районом Астраханской области. И он оставался неурегулированным в течение многих десятилетий.
Документально было подтверждено, что до 1947 года данная территория полностью относилась к России. Но в 1947 году представители землеустроительных служб смежных областей этот участок на карте материалов относят в пределы Казахстана. Вплоть до 90-х годов проводились постоянные встречи по урегулированию вопроса, но к единому мнению стороны прийти так и не смогли. После напряженных дискуссий было решено применить метод, успешно использовавшийся при решении споров на других участках, - компромисс и равноценный обмен. Эта территория была поделена поровну, причем месторождение теперь осваивается совместно казахстанскими и российскими компаниями на паритетных условиях».
Китайский синдром
«С КИТАЕМ дело осложнялось нелегким наследием Советского Союза, наличием спорных территорий. Спорные участки - это разная трактовка договорных документов, подписанных еще в XIX веке между цинским Китаем и царской Россией. Советские дипломаты долгое время не признавали наличие спорных участков на границе с Китаем. Но в 1969 году Алексей Косыгин, в то время глава правительства Советского Союза, заехал в Пекин по пути из Ханоя. В аэропорту он встретился с китайским премьером Чжоу Эньлаем и спросил его: "Вы все время говорите о спорных участках. Что это такое?". Китайский премьер попросил советских и китайских специалистов принести свои карты. Сверили их и выявили разночтения по линии прохождения госграниц. Общая площадь оспариваемых участков составила 34 тыс. кв. километров. Так появились спорные участки на советско-китайской границе. Но проблема была еще и в том, что СССР на правах сильнейшего в нарушение договоров 1861, 1864 и 1881 годов пошел на фактический захват прилегающих территорий. С этой проблемой пришлось столкнуться и Казахстану как независимому государству, и новой России. Ведь окрепший Китай в новых исторических условиях заявил о своих правах на эти территории, причем законных правах. Применительно к казахстанско-китайской границе речь шла об участке примерно в 900 кв. км.
С самого начала Казахстан заявил, что о передаче всех земель переговоры вестись не будут, нужно искать компромисс, опираясь на Чугучакский протокол 1864 года и другие документы, а также на сложившиеся реалии. Важно помнить, что Казахстан как правопреемник Советского Союза был вынужден следовать предыдущим договоренностям. Кроме того, было определено, что предмет переговоров - только территории. В итоге Китай, вполне законно претендовавший на все 900 кв. км, получил только 43 процента оспариваемых земель. Показательно, что после подписания договора председатель КНР Цзян Цзэминь, сыгравший ключевую роль в решении этой проблемы, подвергся резкой критике (правда, непубличной) со стороны китайских военных, которые были убеждены в том, что более слабый Казахстан уступил бы весь участок, окажи на него должный нажим и давление. Историческое значение договора с Китаем состоит в том, что теперь исключается вольное толкование границы между странами. Ведь не секрет, что в некоторых школьных учебниках и на картах, издававшихся в Китае, граница показывалась, мягко говоря, произвольно. Порой даже озеро Балхаш включалось в территорию Китая.
Показательно, что даже Россия приняла трудное решение о делимитации границ с Китаем. Она уступила КНР остров Тарабаров и передала половину Уссурийского, находящегося в непосредственной близости от Хабаровска. Россияне были вынуждены пойти на это, так как тексты договоров благоволили Пекину. На острове Уссурийский линия границы прошла по середине православной церкви, и, чтобы сохранить ее, россияне были вынуждены сдвинуть в свою сторону две погранзаставы. Ранее Россия передала Китаю остров Даманский, теперь он называется Чжэньбаодао».
Правила комментирования
comments powered by Disqus