До одного года могут провести за решеткой пропагандисты гомосексуальных отношений в Киргизии. Соответствующий законопроект на днях был принят парламентом Киргизии в первом чтении. На очереди второе чтение и окончательное решение главы государства, но недовольство и протесты среди НПО Киргизии уже растут.
Законопроект предполагает запрет на пропаганду однополой любви. Если законопроект пройдет инстанции и вступит в силу, за «формирование положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям» можно будет лишиться свободы на срок до года.
Правозащитники нововведение воспринимают не только как потенциальное ущемление прав представителей сексуальных меньшинств в частности, но и как наступление на права и свободы в целом, как откат от демократии. Власти указывают на необходимость защиты традиционных ценностей общества, а также на то, что было бы неплохо заодно поставить под контроль деятельность самих НПО. Отношения портятся.
Индикатором ухудшающихся отношений между государственными органами и как минимум частью правозащитного сообщества можно считать появление в ряде местных проправительственных СМИ материалов с критикой НПО. Упор в обсуждении НПО делался на зарубежное финансирование, чрезмерное увлечение правозащитников политикой, угрозу повторения беспорядков а-ля майдан.
Причины для критики у властей есть – часть киргизских работников НПО действительно активно участвуют в политической жизни страны, получая финансирование из-за рубежа. При этом на фоне откровенно слабой деятельности государства в образовательной, медицинской или молодежной сфере работа НПО выглядит эффектно.
По сути, за время независимости республики неправительственные организации заменили собой государство там, куда у последнего «не доходили руки» – защита сирот, семейное насилие, медицина и образовательные проекты, работа с инвалидами. Были, конечно, и откровенные провалы, но в целом в этих областях, да и не только, правозащитники показали себя достойно.
Сейчас взаимоотношения части правозащитников и нынешних властей республики ощутимо ухудшились. Особенно это заметно, если сравнить ситуацию, когда страну возглавляла прозападно настроенная Роза Отунбаева. С тех пор сменился президент и вместо Отунбаевой пришел Алмазбек Атамбаев, ориентированный на Россию.
Особое раздражение у наиболее «шумных» руководителей НПО вызывает несколько моментов – намерение властей ввести страну в Таможенный союз и намерение депутатов принять два закона, по мнению правозащитников, неправомерных. Помимо упомянутого закона о запрете гей-пропаганды парламентарии обсуждают необходимость принятия и так называемого закона «об агентах», контролирующего деятельность НПО. Оба законопроекта, что симптоматично, весьма схожи с аналогичными документами, принятыми Государственной Думой.
Недовольство инициативами законодателей уже успело выразить посольство США. Филиал Госдепа опубликовал заявление с выражением «озабоченности в связи с вводимыми парламентом изменениями в законодательство, которые представляют фундаментальную угрозу правам человека, демократическим завоеваниям и конституционным гарантиям Киргизии».
Протестующих со стороны НПО пока немного. Заметна деятельность буквально полутора десятка неправительственных организаций, протест которых выражен в виде распространения петиций, заявлений и обращений к международным донорам с просьбой повлиять на ситуацию в стране.
Впрочем, малочисленность может быть обманчива – во-первых, НПО охватывают большое количество людей в регионах, включая медвежьи углы, до которых чиновники обычно не добираются. Во-вторых, неправительственные организации (особенно при сигнале от доноров) способны быстро скоординировать свои действия по самозащите. Если давление на НПО усилится, противостояние может приобрести более радикальные формы. Наиболее вероятный вариант в этом случае – смычка неправительственных организаций и местных оппозиционных сил проамериканского толка.
Правила комментирования
comments powered by Disqus