Европейский союз намерен вложить в экономику Таджикистана 250 млн евро. В рамках новой программы, разработанной ЕС для Центральной Азии на 2014–2020 годы, свою долю получат и другие страны региона. Всего же Брюссель собирается выделить 1 млрд долл. Эксперты считают, что ЕС таким образом рассчитывает удержать государства региона от возможного вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
В Люксембурге состоялось четвертое заседание Совета по сотрудничеству Таджикистана с Европейским союзом. По его итогам было одобрено постановление Европейской комиссии о принятии в рамках новой Стратегии ЕС для Центральной Азии многолетней индикативной программы на 2014–2020 годы. Предыдущая программа сотрудничества ЕС со странами региона завершилась в прошлом году, на нее было потрачено 750 млн долл. Эксперты оценили ее больше как декларативную, сделавшую акцент на верховенство закона и защиту прав человека.
Инвестиционная активность стран ЕС в Таджикистане за 2006–2013 годы оценивается как достаточно скромная, уступающая России и Китаю. Так, в республике работает несколько совместных предприятий: таджикско-итальянское предприятие «Джавони» в Худжанде, таджикско-австрийское СП «Куляб-Текстайлз» в Кулябе и два кипрских предприятия – швейная фирма «Гулистон» в Душанбе и реконструированный азотно-туковый завод в Курган-Тюбе. С участием голландского капитала запущена сеть супермаркетов «Орима». Франция участвовала в строительстве пассажирского терминала международного аэропорта «Душанбе». Неосвоенным остается крупнейшее месторождение серебра «Большой Канимансур», на который претендовали европейские компании ВНР Billiton (Голландия) и Glencore International (Швейцария).
На новом этапе ЕС решил сосредоточиться на развитии здравоохранения, образования, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и строительстве инфраструктуры. Тем не менее он призвал власти Таджикистана обеспечить прозрачность выборов с целью достижения политической стабильности в стране. Партнеров по региону Брюссель настраивает на поиск компромисса в вопросе управления водными ресурсами.
«Евросоюз, вкладывая в Таджикистан 250 млн евро, надеется таким образом повлиять на Душанбе с тем, чтобы республика не вступала в Евразийский экономический союз. ЕС – своеобразная альтернатива евразийской интеграции. Чиновники ЕС и США в публичных выступлениях говорят о том, что ЕАЭС – не тот альянс, куда надо стремиться странам СНГ. И чтобы их слова не зависли в воздухе, они, учитывая опыт Украины, когда много говорили, но мало вкладывали в докризисный период, решили подкреплять свои аргументы финансами. Тем более что в случае с Таджикистаном больших денег не требуется», – сказал «НГ» ведущий эксперт российского Института стратегических исследований Аждар Куртов. По его словам, ЕС вкладывает в экономику Таджикистана символическую сумму – в качестве жеста. «Но даже эта небольшая сумма будет приходить траншами в течение пяти лет и кардинально проблемы этой страны в сторону улучшения экономики не решит», – считает эксперт.
Как будут распределены остальные средства, пока не ясно. Бишкеку, как сообщил накануне представитель ЕС в Киргизии Йоханнес Стенбик Мадсен, достанется около 200 млн евро. «ЕС не смущает, что вопрос вступления Киргизии в ЕАЭС де-факто решен. В Брюсселе понимают, что республика в этом году вряд ли сможет стать полноценным членом интеграционного объединения. К тому же процесс подписания соглашений довольно длительный, плюс понадобится время на ратификацию договора парламентами стран – участниц ЕАЭС. Поэтому остается временной люфт для того, чтобы дестабилизировать обстановку. Тем более что сейчас в Киргизии началось партийное переформатирование перед парламентскими выборами», – полагает Аждар Куртов. По мнению эксперта, Брюссель выделит всем нуждающимся постсоветским странам по незначительной сумме, чтобы связи с Европейским союзом не ослабевали. Тем более что программа «Восточное партнерство», хотя Таджикистан и другие страны Центральной Азии не имеют к ней отношения, совершенно очевидно, потерпела крах из-за событий в Украине. «Учитывая это, ЕС вынужден переформатировать внешнюю политику на постсоветском направлении. И все, что сейчас происходит – изучение того, какие инструменты будут наиболее эффективны, чтобы выстроить новый вариант политики в отношении государств СНГ», – сказал «НГ» Аждар Куртов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus