В нашем городе живет и работает на одном из крупных предприятий человек, который убежден, что точно знает, где находится место вечного упокоения души великого завоевателя, покорителя мира Чингисхана.
По его словам, все, что ранее сказано и сделано учеными, историками и археологами разных стран, в том числе и на основе аэрокосмических снимков с применением самых последних достижений науки и техники, – не что иное, как блеф. Истина несколько лет назад открылась только ему, и сомневаться в этом не приходится, поскольку эти знания пришли к нему прямо с небес.
«ВЕЩДОКИ»
В «откровении» было указано место захоронения: между хребтами Сауыр и Сайкан, в урочище Сандыктас, что на территории Зайсанского района. На карте урочище с таким названием обнаружить не удалось, зато звонок в Зайсан подтвердил: есть такая местность недалеко от аула Айнабулак. Более того, находятся в ней два старинных могильных насыпа, которые старожилы называли монгольскими.
Серик Самарханов (это ему было «откровение» свыше) съездил в Зайсан, побывал на указанном месте, поговорил с Токтарбеком, коренным жителем этих мест, который также подтвердил, что захоронения являются монгольскими.
Кстати, он оказался из древнейшего рода меркит, представители которого в те давнишние времена были злейшими, непримиримыми врагами великого завоевателя мира – Чингисхана.
«Вещественными доказательствами» принадлежности захоронений Темуджину Серик Самарханов считает то, что здесь покоится прах как самого Чингисхана и его слуг, так и личного скакуна хана темной масти. Но для того, чтобы представить миру эти неоспоримые «доказательства», нужно… вести раскопки.
ОТКРЫТИЯ ЗА ОТКРЫТИЯМИ
С этой просьбой он обратился к представителям региональной власти, руководителям учреждений культуры, которые взяли вопрос «на контроль», но с конкретным ответом пока не спешат. Позже Серик связался с известным археологом Зейноллой Самашевым, который переадресовал его другому ученому – Акану Онгарулы. Также стал налаживать отношения с лицами из Монголии и Китая, занимающимися изучением жизни великого покорителя. Выяснил, что многие из них считают достоверным мнение, что Чингисхан погребен в горной местности на высоте 900-1000 метров над уровнем моря. Урочище Сандыктас, по утверждению Серика, находится как раз на 950-метровой высоте.
Ко всему изложенному выше можно добавить лишь то, что почти одновременно с нашим земляком об очередном «уникальном» и «сенсационном» открытии захоронения Чингисхана сообщали и китайские ученые. Если принять на веру их версию, то оно должно находиться далековато от наших земель – у подножия Алтайских гор на территории Китая близ границы с Монголией.
Чингисхан покинул этот мир, который сам же в свое время разворотил, как муравейник, восемьсот лет назад, оставив после себя массу загадок. Ни по одной из них среди исследователей даже с мировыми именами до сих пор нет единого мнения. Это касается не только его жизни и деятельности, но и ухода из жизни.
СТРЕЛЫ И МОЛНИИ
От того ли он умер, что, как утверждает предание, упал с лошади во время охоты на куланов (диких лошадей) и получил повреждения, как ныне говорят, несовместимые с жизнью? Или от ранения стрелой, как утверждал Марко Поло? Или же от удара молнии, по мнению Плано Карпини? А может быть, вправду от раны, нанесенной ему тангутской ханшей, красавицей Кюрбельдишин-хатун в отместку за разоренную страну и поруганную честь? Кстати, по мотивам этой последней версии в середине 60-х годов прошлого века казахский писатель, тогда еще начинающий, Абиш Кекилбаев написал потрясающую повесть.
Сегодня где только не ищут место вечного пристанища души великого покорителя мира! На заоблачной вершине горы Бурхан-Халдун. На необъятных тюрко-монгольских просторах. Говорят, при таком очередном, не менее сенсационном «открытии», состоявшемся в 1950 году, в том же Китае над якобы усыпальницей Темуджина-Чингисхана построили мавзолей. Он стоит и сегодня, несмотря на то, что поиски продолжаются повсюду до сих пор.
Справедливости ради следует сказать, что есть одно сообщение, которое косвенно подтверждает версию Серика Самарханова. Писатель Ануар Алимжанов полвека тому назад в одном из своих путевых очерков приводил слова поэта Леонида Кривощекова о том, что последняя стоянка Чингисхана располагалась в Шиликтинской долине на берегу реки Кандысу, в переводе – «кровавая вода».
ПОТРЕВОЖИТЬ, НЕ ПОТРЕВОЖИТЬ?
Поэт, к сожалению, не назвал источника информации. А то, что последний миг жизни человека, принесшего миру столько бед, оставившего после себя столько загадок, наступил во время осады тангутского города Хоро-Хото на севере нынешнего Китая, также далековато от наших земель, – у ученых-исследователей не вызывает никаких сомнений.
Насколько помнится, оракулы и провидцы почти в один голос предупреждали не тревожить покой таких выдающихся людей, как, скажем, Тамерлан, или тот же Чингисхан, под страхом неминуемых бедствий. Не успели еще забыть, какой был поднят шум в нашей стране после раскопок, проведенных на царском кургане в Шиликтинской долине.
Серик Самарханов, наоборот, считает, что такие же бедствия могут наступить, если не вскрыть могильник и не оказать почести человеку, душа которого покоится там.
Правила комментирования
comments powered by Disqus