Сборы урожая опийного мака в 2014 г. в Афганистане побило все рекорды. Общая площадь урожая достигла 224 тыс. га, что на 7 % больше показателей 2013 г. Из такого количества сырья можно изготовить около 6,4 тыс. тонн опиума. За годы завершающейся операции «Несокрушимая свобода» США потратили около 7,6 млрд $ на борьбу с производством наркотиков, однако результаты оказываются диаметрально противоположными. Это признал и генеральный инспектор США по вопросам реконструкции Афганистана Д. Сопко, который недавно заявил: «Первое, что вы должны сделать, когда беретесь за борьбу с наркотиками, – выработать стратегический план…Кроме того, для противодействия наркоторговле необходимо войти в контакт с афганцами и убедиться в том, что они стали частью этого стратегического плана. А у них никакой общей стратегии нет в принципе. За все время ни я, ни мои подчиненные не услышали от них ничего, что указывало бы на то, что у них есть хоть какие-то идеи, как исправить ситуацию».
В индустрии производства наркотиков занято свыше 400 тыс. человек, что больше численностей всей национальной армии Афганистана, которая в последнее время продемонстрировала усиление навыков боеспособности и увеличение количественного состава. В производстве опиатов в основном заняты юго-западные (граничащие с Ираном) и южные (граничащие с Пакистаном) провинции, однако масштабные посевы опиатов имеются и в афганских провинциях, граничащих с Туркменистаном и Таджикистаном.
В российском экспертном сообществе оценки американских действий по нейтрализации наркотической угрозы в Афганистане категоричны. США, фактически, потворствуют выращиванию опиатов в Афганистане и их распространению в Россию через Центральную Азию. Известный эксперт А. Князев отметил, что «для США наркопроизводство в Афганистане — простой и даже не требующий собственных усилий инструмент воздействия на страны евразийского континента». Назвав наркотики оружием массового поражения, Князев выразился вполне красноречиво. Дело не только в производстве, но и распространении наркотиков, а это уже вопрос контролирующим, силовым и специальным структурам стран – соседей Афганистана.
Действительно, США выгодно наркопроизводство в Афганистане, потому что оно отвлекает силы его геополитических противников, и прежде всего России, на действия по нейтрализацию этой угрозы. В этом контексте очевидный провал операции «Несокрушимая свобода» (с 2001 по 2014 гг.) воспринимается как геополитическая победа Вашингтона. Несмотря на то, что США не удалось решить основные цели операции, они перевели в необратимое состояние те деструктивные процессы, нейтрализацией которых ОДКБ и ШОС будет заниматься еще долго.
Стоит ли в этом обвинять США и войска НАТО? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Представляется, что США в ходе своего присутствия в Афганистане не смогли/не захотели установить мир. В пользу этого красноречиво говорит отказ США от сотрудничества с Россией (ФСКН) по вопросам сотрудничества в плане предотвращения распространения наркотиков в Афганистане.
Внутриполитическая ситуация в стране по-прежнему напряженна. Более того, «демократические» выборы президента Афганистана 2014 года привели к еще большему расколу элит. В ситуации, когда большинство населения Афганистана живет за чертой бедности, а масштабы коррупции в стране одни из самых высоких в мире, трудно избежать возможности распространения опиатов.
Характерно, что при талибах в Афганистане масштабы выращивания опиатов были кратно меньшими. Однако сейчас, когда силы Талибана в Афганистане значительно подорваны, а силовиков официального Кабула для установления стабильности и контроля над всей территорией страны не хватает – получается ситуация неуправляемого хаоса. Иными словами, нельзя прямо утверждать, что распространение наркотиков – это специфический инструмент талибов по распространению своего влияния в стране, или это инструмент дестабилизации в регионе США. Скорее это издержки интервенции США в Афганистан и неспособность/нежелание Вашингтона достичь целей кампании. Отсюда можно сделать вывод, что эти издержки встраиваются в стратегию действий Вашингтона в регионе, и он, похоже, не собирается им потворствовать.
Нарастание дуги нестабильности в Евразии, фактор ИГИЛ, распространение интернационального джихада все это не позволяет прогнозировать снижение интенсивности афганских каналов наркотрафика на республики Центральной Азии, и прежде всего Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. В Кыргызстане и Таджикистане в транзите наркотиков участвуют целые роды, которые осуществляют транзит наркотиков, в том числе и через горные маршруты. Также есть сведения, что транзит наркотрафика осуществляют и местные силовики в республиках Центральной Азии.
В любом случае геополитические ситуация, складывающаяся вокруг Афганистана, не сулит ничего благоприятного, а это значит, что России и республикам Центральной Азии уже сейчас необходимы решительные действия по нейтрализации угроз наркотрафика после 2014 г. Определенные перспективы в этом плане возлагаются на Шанхайскую организацию сотрудничества, председательство в которой перешло к России.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Политика /
О разрастающихся издержках американского присутствия в Афганистане
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
90%
программного обеспечения в Кыргызстане является контрафактным
Правила комментирования
comments powered by Disqus