По задумке властей, для развития моногородов, в них необходимо развивать альтернативную экономику. Но, по заверениям Рау, это довольно трудно сделать в таких городах, как Темиртау, Экибастуз. Рудный, Балхаш, так как там довольно большая доля градообразующих предприятий. Здесь чиновникам необходимо помочь остаться данным предприятиям конкурентоспособными и развивать малый и средний бизнес.
Отдельно Рау отметил Экибастуз, запасов угля в котором хватит еще лет на 200. В то же время в моногороде начал развиваться железнодорожный кластер.
Вице-министр напомнил: из 27 моногородов в 25-ти реализуются «якорные» проекты, то есть те, которые должны позволить избавиться городу от мононаправленности. И сегодня таких проектов насчитывается 48.
«Два проекта у нас есть в Степногорске – это редкоземельный (завод - V) мы запустили с японцами. Он сейчас выходит на проектную мощность, говорим о втором. В текущем году там запустим серно-кислотный завод. На подходе у нас молибден – Ерементауский район. В принципе, инженерную инфраструктуру там подтянули, я считаю, что у него устойчивое развитие», - отметил Рау. Подобная ситуация и в Хромтау, где развивается производство керамики.
Одним из показательных является город Текели в Алматинской области. Его вице-министр охарактеризовал как «один из очень удачных примеров». Несмотря на то, что оттуда уходит предприятие «Казцинк», там запускают альтернативное производство по выплавке чугуна.
«Кармет комбинат» выплавляет сегодня 3 млн тонн чугуна, в Текели мы через два года будем выплавлять 400 тысяч. Сырьевая база в Карагандинской области, металлургический комбинат строим там, но нам нужна альтернатива по чугуну. Это даст хороший толчок развитию этого города», - заверил Рау.
По городу Кульсары в Атырауской области у чиновников «вопросов нет». Город сохранится за счет нефти еще долгие годы и развивать здесь будут сервис.
Неплохие перспективы, по мнению Рау, у Зырьяновска (Восточно-Казахстанская область). Здесь намерены развивать туризм и производство техногенно-минеральных удобрений, а также планируется строительство гидроэнергетического комплекса. В этом же регионе, по мнению чиновников, хорошие перспективы имеет Риддер, хотя здесь и наблюдается нехватка кадров, и Курчатов, где работает национальный ядерный центр. А вот по Серебрянску, отмечает вице-министр, складывается довольно острая ситуация. В советское время в городе было предприятие по выпуску противогазов и средств индивидуальной защиты, на котором работало порядка трех тысяч человек.
«(Руководство предприятия – V.) взяли кредит в Туран Алем банке, проект заморозился, правительство приняло решение о банкротстве с особым порядком. Тем не менее, вопрос сегодня встал, потому что БТА банк начал противодействовать этой процедуре. Если мы не спасем это предприятие, мы не спасем город. Правительственное решение принято, но надо признаться, оно на сегодняшний день не работает», - констатировал он.
Самое большое количество моногородов насчитывается в Карагандинской области. И если в Жезказгане, Сатпаеве, Каражале, Темиртау ситуация более, чем оптимистичная: МСБ развивается, проекты запускаются, то вот с Саранью вышла довольно абсурдная ситуация.
«Сарань надо приводить в порядок, - подчеркнул Рау и объяснил: «В промышленной зоне работает домостроительный комбинат, он работает, но мы не можем вывезти свою продукцию – просто нет дороги. Я акиму говорю: «Надо было сначала сделать для бизнеса дорогу». Я считаю, надо Сарань по всем новым программам поддержать, потому что промышленный узел Сарани очень хорошо развивается».
Говорил Рау и о Лисаковске, акимом которого он был 9 дет – с 1995 по 2004 годы. В этом городе, по словам вице-министра, одна проблема – нехватка 500 специалистов, начиная от простых рабочих до инженеров.
«Не хватает кадров на всех уровнях. Поэтому здесь Минтруда я прошу еще раз посмотреть с тем, чтобы из трудоизбыточных регионов туда людей переселяли», - попросил он.
«В свое время я почти 10 лет проруководил городом и за это время мне никто копейки не дал. А сейчас миллиарды на них «падают» (в бюджеты моногородов - V), - продолжил Рау. – Акимы нам обещали в правительстве: поддержите коммунальное хозяйство, дороги и все остальное, а мы будем развивать МСБ. Министерство экономики беспрецедентные меры поддержки сделало для малого бизнеса в моногородах нулевую процентную ставку, гранты, однако мы не видим движения. Поэтому отдача теперь нужна с той стороны».
Не оптимистично настроен оказался и депутат мажилиса Серикжан Канаев. Он признал: многие инициативы, о которых заявляло правительство, остаются лишь словами.
«Что мы сегодня видим: планы, планы, планы. Но здесь не о планах надо говорить, а о том, какая конкретно работа сделана», - сказал он.
По информации Канаева из 48 якорных проектов, которые должны были запуститься в моногородах, работает всего 14, и только половина из них заработала на 50%.
«Так напрашивается вопрос: а что это за якорные проекты? Что это за проект, если продукция этих предприятий не востребована на сегодня? Зачем, в конце концов, мы вталкиваем эти города в долги, рост безработицы? Предприятия открывали со всеми флажками, а если продукция не востребована – это что за якорь? Это не якорь, это путы получаются», - возмутился он.
Другой больной вопрос - развитие малого и среднего бизнеса. Несмотря на «беспрецендентные меры» министерства экономики, за три года в Атырауской (Кульсары) и Мангистауской (Жанаозен) областях выдано всего 3 и 5 микрокредитов соответственно, в Карагандинской, Алматинской и Павлодарской – ни одного.
«Вроде бы программа хорошая, деньги дали, в то же время – не выполнили», - констатировал депутат.
Что касается подведения необходимой инженерной инфраструктуры к объектам предпринимательства в моногородах, для реализации 16 проектов в 11 моногородах из республиканского бюджета в этом году было выделено 1,2 млрд тенге, в 2013 году -1 млрд тенге. По состоянию на октябрь освоено лишь 200 млн тенге.
«800 млн тенге не освоены будут в этом году. По данной программе в Алматинской, Атырауской, Костанайской областях средства вовсе не освоены. Не только все зависит от центральных исполнительных органов, многое зависит от активности наших акиматов. Как так? Деньги выделены, лето прошло, готовимся к зиме, а какая инженерная инфраструктура делается зимой?», - недоумевал Канаев.
Несмотря на выделенные средства, продолжил он, эффект развития получился обратный. В 12 моногородах объем производства не только не вырос, а наоборот упал, и вырос уровень безработицы.
«Такое снижение наблюдается в Аркалыке, Жанатасе, Курчатове, Зыряновске, Серебрянске, Степногорске, Балхаше, Сарани, Темиртау, Аксу, Жетикаре, Каратау. Это почти половина тех городов, у которых якобы якорные проекты действуют», - добавил он.
По мнению депутатов, сегодня необходимо жестко контролировать ход реализации комплексных планов развития моногородов. И если ранее этим занимались в министерстве регионального развития, то сегодня этого ведомства не существует. Другая проблема – местные акиматы, которые заняли «позицию наблюдателей».
«За последние два года сменились акимы в 23 из 27 моногородов, в семи городах успели поменяться акимы трижды, и по 4 раза акимы городов Аркалык, Жезказган, Сатпаев. Какая программа может быть? Кто ее будет контролировать? Кто ее будет осуществлять?», - привел статистику мажилисмен.
Он также обратил внимание на деятельность региональных СПК, которые «практическими делами не проявили себя в развитии малого и среднего бизнеса в моногородах».
«Вообще по СПК надо посмотреть в ближайшем будущем, чем же они все-таки конкретно занимаются, потому что очень много хороших рапортов, но на самом деле мы видим, что на местах сидят это раздутые штаты, которые практически не занимаются конкретными делами»,- уверен парламентарий.
И последнее, по его словам, в настоящее время нет законодательной базы, которая необходима для решения проблем моногородов. Причем, депутаты разработали специальный законопроект, однако в правительстве он не нашел поддержки. Поэтому Канаев попросил вспомнить о нем и рассмотреть.
Правила комментирования
comments powered by Disqus