Минюст КР предложит в проект закона об НПО-"иноагентах" поправки, направленные на защиту "честных организаций".
Министерство юстиции КР все же поддержит принятие в республике закона "Об иностранных агентах", но с поправками, заявил глава ведомства Алмамбет Шыкмаматов.
"Одно из главных требований к открытому обществу, это наличие у него крепких институтов гражданского общества, таких как некоммерческие или неправительственные организации (НКО и НПО), и по ним судят о стране", - заявил А.Шыкмаматов в интервью "Интерфаксу".
По его словам, 80-90% НПО республики активно сотрудничают с государством в решении социальных вопросов и защиты прав человека.
"Есть, конечно, отдельные лица, занимающиеся подрывной деятельностью, но для их контроля в стране достаточно действующих законов и компетентных органов", - отметил министр.
Он высказал опасение, что принятие закона об "иноагентах" в изначальном варианте "окажет давление на партнеров государства в виде НПО и НКО, и выставит не в лучшем свете страну на международной арене".
В этой связи, по его словам, Минюст предложит парламенту внести в законопроект "несколько поправок, ведь не стоит ущемлять те 90% НПО, которые работают честно и прозрачно".
"В частности, предложим запретить создавать НПО, в которых работают только близкие между собой родственники, чтобы повысить прозрачность их финансовой отчетности", - уточнил А.Шыкмаматов.
В конце ноября исполняющий обязанности статс-секретаря Минюста Нуржан Таштанов заявил журналистам, что ведомство считает нецелесообразным внесение в закон об НКО изменений, наделяющих отдельные из них статусом "иностранный агент".
Он пояснил, что предлагаемые в закон поправки закрепляют за Минюстом функцию ведения отдельного реестра НКО, получающих средства на свою деятельность из-за рубежа и наделяемых в связи со своей деятельностью статусом "иностранного агента".
"У Минюста есть единый реестр всех юридических лиц и создание отдельного реестра требует дополнительных материальных затрат и отвлечения человеческих ресурсов, а также, в целом, противоречит действующему законодательству", - подчеркнул Н.Таштанов.
По его словам, Минюст против того, чтобы ведомство занималось контролем за движением и расходованием средств, получаемых НКО для своей работы, а также отслеживанием самой деятельности организации.
"Такая функция не предусмотрена законом, что касается деятельности НКО, если она затрагивают вопросы безопасности, то в соответствии с законом эти функции возложены на органы нацбезопасности", - сказал Н.Таштанов.
Помимо этого, представитель Минюста Киргизии заявил, что "невозможно конкретно определить, какие из 12 тыс. НКО в Киргизии занимаются политической деятельностью, а какие нет".
Отрицательное заключение по законопроекту предоставила также Венецианская комиссия, отметившая, что наделение НКО статусом "иностранный агент" может привести к тому, что работающие в организациях люди могут столкнуться с атмосферой недоверия и страха, а это может затруднить деятельность организации.
Между тем разработчики закона - депутаты различных парламентских фракций - настаивают на том, что закон должен быть принят, так как напрямую связан с обеспечением национальной безопасности.
Закон "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты" ("О некоммерческих организациях", "О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)" и Уголовный кодекс) был внесен в парламент осенью 2013 года, но был встречен крайне критически со стороны гражданского сектора.
Правила комментирования
comments powered by Disqus