Со своими просторными переулками и белыми мраморными зданиями, центральная часть Ашхабада кажется пустынной. Единственный звук, который слышен здесь, исходит от бесчисленных фонтанов. Иногда Вы можете встретить уборщиц, которые неустанно чистят тротуары.
И все же Вы не можете избавиться от ощущения, что за Вами наблюдают. Когда я попытался вынуть фотоаппарат и сфотографировать, на другой стороне улицы появился человек в штатском с рацией, который крикнул мне, чтобы я не делал этого.
Милиционеры, несущие службу вдоль улиц служат напоминанием того, что Туркмения является одним из самых репрессивных государств в мире. Даже во время езды за рулем, они могут быть рядом.
Моя маленькая камера, прикрепленная к боковому окну, смогла запечатлеть милиционера в соседнем автомобиле. Он смотрел в объектив и отчаянно говорил по своему телефону. Может быть, он просто обгонял мой автомобиль, но такие встречи питают среди граждан страх и принуждают к повиновению.
Нарушенные условия контракта
И страх, как кажется, усиливается. Когда я посещал Туркмению семь лет назад, поразительным было то, как люди безбоязненно взаимодействуют с иностранными журналистами. В то время они хвалили свое правительство за бесплатный газ и электроэнергию, дешевое топливо и еду. Это напомнило мне о лекциях по политической теории, в которых говорилось об общественном договоре - государство предоставляет экономические преимущества, в то время как в ответ, граждане не создают государству проблемы.
Сегодня, чувствуется, что это соглашение не работает в достаточной мере. «Моей зарплаты хватает на то, чтобы прокормить свою семью», - сказал один житель Ашхабада. «И, что от того, что у нас есть огромные энергетические ресурсы? Простые люди не получают пользу от этого. Они даже установили газовые счетчики в наших квартирах», - добавил он.
Газ и электричество больше не являются бесплатными.
«Цены на мясо и транспорт повысились. Но люди не протестуют. С тех пор, как у нас появилось коллективное наказание, люди стали боятся не только за себя, но также и за свои семьи и родственников», - жалуется другой житель столицы.
Сидя в ресторане у стенда и описывая трудности, мой собеседник вдруг замер. Его глаза были устремлены в сторону двери, на которую официантка прикрепила наклейку с заметкой. «Зачем она сделала это?», - спросил он нервно. Оказалось, что это было простое уведомление о бронировании стенда.
«Жизнь в страхе»
Ситуация с соблюдением прав человека в Туркмении остается «плачевной», говорит представительница правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч» Рэйчел Денбер.
«Там нет никакой свободы слова, нет свободы объединений и свободы вероисповедания», - сказала она.
«Это та страна, где люди живут в страхе перед властями на всех уровнях, даже если это также же просто, как приобрести кондиционер в летнее время» - отметила она.
И все же западные правительства и компании обхаживают туркменских чиновников ради получения доступа к крупным месторождениям газа страны. В Туркмении находятся четвертые по величине запасы газа в мире, а лучшие энергетические компании каждый год собираются здесь на нефтегазовой конференции.
На каждом выставочном стенде находится портрет президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова. В конце мероприятия участники конференции благодарят президента перед телевизионными камерами, держа в руках его портрет.
ЕС также стремится сотрудничать с Ашхабадом. В настоящее время чиновники договариваются о строительстве трубопровода по дну Каспийского моря, по которому будет транспортироваться туркменский газ в Европу. Представитель ЕС в Туркмении Денис Данилидис с уверенностью говорит о предстоящей реформе.
«Мы не уклоняемся от таких проблем, как права человека или верховенство закона», - сказал он.
«Совсем наоборот. Но мы обсуждаем их в положительном русле», - отметил он.
«И приняв на себя обязательство в таком проекте как Транскаспийский газопровод, в дальнейшем наш диалог будет только углубляться, а также станет основанием для большего доверия, которое также окажет эффект в обсуждении таких вопросов как права человека», - заявляет он.
Однако активисты полагают, что это является простым «принятием желаемого за действительное», а западные участники должны внести ясность в свои ожидания относительно прав человека со стороны туркменского правительства.
Туркмения остается одним из самых изолированных государств в мире.
Распространение мобильного Интернета внесло некоторые изменения, позволив туркменским гражданам взаимодействовать с внешним миром. Но вся интернет-деятельность контролируется. Вы должны зарегистрировать и представить свой паспорт при покупке Сим-карты или во время посещения интернет-кафе. И большинство социальных медиа и оппозиционных веб-сайтов заблокировано.
«Правительство делает абсолютно невозможным какую-либо альтернативу», - говорит Денбер. «И ценой преследования тех альтернатив является тюрьма – длительные сроки и, возможно, что-то еще хуже», - добавила она.
Правила комментирования
comments powered by Disqus