В жизни, чтобы не катиться назад, надо непрерывно двигаться вперед. Как арба, остановившаяся на пути в гору, начнет крутить колеса в обратную сторону, так и мы. Так и наша страна. У нас есть всё, есть потенциал, чтобы оттолкнуться и двигаться вперед. Но тот застой, в котором мы оказались, постепенно заставляет нас скатываться назад.
Мы никогда не хотели брать пример с других. Мы ведь особенный народ. Вот поэтому европейское, западное рвение нам ни к чему, их практика нам не нужна. Иногда возникает такое ощущение, что нам помогли остаться в темноте и безграмотности, без надежды на лучшее.
Такое ощущение, что в Таджикистане всё застыло - люди, наука, идеи, реформы, политика, экономика. Нас ограничили во всём. Тех, кто хочет этому воспротивиться, ждет наказание, порой в виде лишения свободы.
Давление на политиков, политические партии, экономистов, чиновников - явление не новое, так было, есть и будет во всём мире. Вопрос заключается только в том, что за рубежом оказывают давление в рамках закона, политических норм, условий. В Таджикистане же всё непредсказуемо. У нас нет никаких возможностей предугадать, откуда и чего ждать. Конкуренция здесь не на основе норм, методов и ума.
Преподавателей заставляют исполнять порой нелепые поручения, приказы, распоряжения, указания, а то, не дай Бог, останешься без работы.
От студентов требуют чего угодно, но только не получения знаний. Их учат, как одеваться, что говорить и как не ходить на политические мероприятия. А те, которые ослушаются, окажутся за дверью. И неважно, насколько молодой человек был способным.
Активных деятелей заставляют молчать, давя на них через суды и социальные сети.
Таджикские предприниматели и инвесторы - вообще отдельная история, попытки развить свой бизнес и составить конкуренцию пресекаются на корню.
Правозащитников или адвокатов, которые обычно работают в НПО и которые чуть ли не последняя надежда гражданского общества, скорее всего, загонят в рамки, чтобы не высовывались.
Чиновники, представители государства, доверенные лица правящего блока. Не будем говорить об их профессионализме и их независимости. Один вопрос – чего можно ждать, когда первые лица госструктур предпочитают воздерживаться от встреч с гражданским обществом, боясь лишний раз «засветиться».
Возможно, в любой другой стране власти бы этим и ограничились. Но только не в Таджикистане. Наши чиновники взялись и за проституцию, и за певцов. Вместо того чтобы изучить причины, корни роста проституции, таджикские чиновники проводят рейды. Вместо того чтобы отнестись к этой проблеме с социальной точки зрения, представители соответствующих ведомств решают на время их «разогнать» с насиженных мест, в надежде, что если их пару дней там не будет, проблема рассосется сама собой.
Такие примеры можно приводить бесконечно. И нам приведут в ответ массу примеров таких же проблем в других странах. Но главное не в этом, главное в том, что постепенно нас приучили молчать и не возмущаться. Нас научили воспринимать весь беспредел в свой адрес, адрес соседа, брата, коллеги как должное. Вот тут мы точно преуспели… Вот тут мы точно не последние и не плетемся в конце…
Правила комментирования
comments powered by Disqus