90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Таджикистан предлагал США базу, начал выселять российских военных, но Пентагон построил для него вместо этого мост

19.03.2013 19:38

Политика

Таджикистан предлагал США базу, начал выселять российских военных, но Пентагон построил для него вместо этого мост

США заключили с Таджикистаном договор о размещении американской военной базы у афганской границы, и Душанбе пошел даже на выдворение занимавших базу на тот момент российских военных, но в последнюю минуту США расторгли сделку. О том, что сделка была уже заключена, стало известно только сейчас. Позже Пентагон обратился с просьбой все-таки предоставить ему базу, но теперь ему отказали из-за позиции России и Китая. Затем Душанбе опять проявил заинтересованность, но США к этому времени интерес уже потеряли.

В 2001 году США заключили с Таджикистаном договор о размещении американской военной базы у афганской границы, но в последнюю минуту расторгли сделку и обосновались вместо этого на базе Манас в Кыргызстане, заявил человек, занимавший на тот момент пост посла США в Дунанбе. Дипломат этот, Фрэнклин Хаддл, сообщил, что Дональд Рамсфельд, министр обороны США, принявший решение основать базу в Манасе вместо Таджикистана, согласился профинансировать постройку моста в Афганистан в качестве утешительного приза для Душанбе.

Факт переговоров касательно базы – не новость, но о том, что сделка была уже заключена, стало известно только сейчас. Хаддл объяснил, что Таджикистан предложил США базу в Кулябе и пошел даже на выдворение занимавших ее на тот момент российских военных. Также до сих пор не сообщалось, что постройка моста на Нижнем Пяндже, финансировавшаяся США, имела целью успокоить таджиков, расстроенных потерей влияния, и денег, которые дала бы им американская база. Хаддл рассказал обо всем этом на днях на конференции в Вашингтоне. Вот как все происходило:

«Рамсфельд приехал в Таджикистан с указанием от президента [США] добиться открытия там базы. Я присутствовал на встрече и выступил в качестве переводчика. Вообще-то, на части встречи. Базу им дали и правительство Таджикистана попросило русских уехать, что было делом весьма немаленьким. Но затем Рамсфельд передумал и решил вместо этого открыть базу в Кыргызстане, хотя база [в Таджикистане] уже была готова к открытию, уже подходили поезда с военным снаряжением. Все это происходило накануне Рождества. А на Рождество мне пришлось сообщить президенту Рахмону не очень приятные новости. Таджикское правительство, к его чести, восприняло новости по-мужски, ничего не сказало и не стало обрывать отношения.

Годом позже президент Рахмон приехал [в США] с официальным визитом… Перед встречей [с Рахмоном] в Овальном кабинете [Белого дома], там собрались госсекретарь Пауэл, министр обороны Рамсфельд, Кондолиза Райс, я и президент Буш. Министр обороны Рамсфельд обратился ко мне и состоялся следующий разговор:

-- Ну и как отреагировали таджики, когда мы решили не занимать базу, которую они нам предложили?
-- Ну, они по-мужски к этому отнеслись… никаких публичных заявлений не делали, по-мужски все восприняли.
-- Тогда мы, пожалуй, у них в долгу.
-- Думаю, что да.
-- Что мы можем для них сделать?

В течение двух лет до этого я пытался собрать деньги на постройку моста. От его организации [Пентагона? – прим. ред] я ранее получил миллион долларов, еще миллион дали норвежцы, но нужно было 12 миллионов. Я рассказал ему об этом и министр обороны Рамсфельд, как они часто это делают на таком уровне, ничего не сказал, просто кивнул головой.

Через три недели в посольство [США в Таджикистане] военному атташе прислали чек на десять миллионов долларов. Тот принес его мне и говорит: «Вы знаете, г-н посол, не по правилам вот так просто присылать деньги от Министерства обороны». Ну а я ему: «Ну, майор, идите и отругайте министра обороны Рамсфельда, я уверен, что это поможет Вашей карьере». Ну вот на эти деньги мы и построили мост».

Самая, пожалуй, примечательная часть этой истории – это то, что русские, судя по всему, не стали сопротивляться и позволили бы американцам выселить их из Куляба. После своего выступления Хаддл разъяснил этот момент блогу EurasiaNet «The Bug Pit», сказав, что времена были другие: Россия тогда еще не восстановила уверенность в себе, утраченную после распада СССР, и, кроме того, после событий 11 сентября 2001 года, Кремль был склонен к сотрудничеству. Поэтому и они тоже публично не возражали против выселения с кулябской базы. Информация эта подтверждается и упоминанием в дипломатических депешах, обнародованных WikiLeaks. В частности, в 2006 году министр иностранных дел Таджикистана «напомнил послу [США], что в 2001 году Таджикистан был очень заинтересован в военном присутствии войск коалиции на базе в Кулябе, но Соединенные Штаты не приняли предложение». Но когда в 2006 году Рамсфельд сделал новую попытку получить базу в Таджикистане, ему отказали, потому, что геополитическая ситуация к тому времени уже усложнилась, и у России (а также, Китая) закончилось терпение по отношению к деятельности США у нее на «заднем дворе». «У нас есть обязательства в рамках региональных организаций (особенно, Шанхайской организации сотрудничества, Организации стратегического договора СНГ (дословный перевод – прим. ред), и Евразийского экономического сообщества). Можем ли мы позволить себе быть подвергнутыми остракизму в этих региональных форумах?» – заявил министр иностранных дел.

Хаддл сказал, что не знает почему Рамсфельд передумал и выбрал Манас вместо Куляба, но предположил, что, несмотря на то, что Куляб гораздо ближе к Афганистану, инфраструктура в Таджикистане гораздо хуже, чем в Кыргызстане, и по этой причине в Кыргызстане легче обслуживать базу. (Представительский офис Дональда Рамсфельда оставил запрос о комментарии по этому поводу без ответа).

Хаддл сказал, что мост – его инициатива, в шутку назвав его «проектом китайского типа» и «мостом в никуда», но отметив, что мост потенциально может стимулировать торговлю в отдаленных частях этих двух стран. Мост в конечном счете обошелся в $35 миллионов и подвергался критике за то, что он почти не используется и даже непреднамеренно помогает перевозчикам наркотиков. Вопрос о том, посчитал ли Рахмон, что мост является достаточной компенсацией за потерю базы, остается открытым.

Тем временем, дискуссии о размещении американской базы не прекращаются. Несмотря на упоминавшиеся в 2006 году геополитические трудности, уже в 2010 году таджикские официальные лица опять заговорили о том, что они «были бы счастливы, если бы США разместили базу в Таджикистане». Но с выводом американских войск из Афганистана начиная с 2014 года, и с предполагаемым сокращением американского военного присутствия в Центральной Азии, этот поезд, возможно, уже ушел.

 

Источник: russian.eurasianet.org

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

19.03.2013 19:38

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Тайырбек Дуйшекеевич Сарпашев

Сарпашев Тайырбек Дуйшекеевич

Первый вице-премьер-министр Кыргызской Республики

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

20 млрд рублей

вложит "Газпром" в развитие газовой инфраструктуры Кыргызстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30