Учитывая то, что основное внимание обращено на Сирию, Ирак и Афганистан, можно с легкостью упустить из виду тот факт, что Центральная Азия не меньше сталкивается с большой и более сложной ситуацией в области безопасности.
Во-первых, впечатляющие победы и отвоеванные территории Исламским государством у иракского и сирийского правительств сделали организацию еще более привлекательной для иностранных бойцов из Центральной Азии. По данным нескольких отчетов, более тысячи граждан из Центральной Азии присоединились и даже сформировали этнические подгруппы в рядах Исламского государства. Также недавно было обнародовано пропагандистское видео, на котором боли показаны казахские дети-солдаты, воюющие в рядах Исламского государства. Глава спецслужбы Казахстана (КНБ) сообщил недавно о том, что 300 граждан Казахстана присоединились к Исламскому государству, половина из которых - женщины. Аналитики прогнозируют, что эти бойцы могут стать значительной угрозой с точки зрения безопасности центрально-азиатским странам после их репатриации.
Во-вторых, вывод американских войск из Афганистана принесет пользу повстанцам и террористическим группам, которые действуют в настоящее время в регионе Вазаристан, расположенный между Афганистаном и Пакистаном. Такие террористические группы как Исламское движение Узбекистана, конечная цель которой заключается в том, чтобы вновь начать действовать в Центральной Азии, по всей вероятности, переместятся на север и восстановят свои базы вблизи упомянутой области. Эти вооруженные группы зачастую действуют в приграничных областях и зарабатывают транснациональной торговлей наркотиков. Тот факт, что в 2014 году выращивание опия в Афганистане достигло рекордных показателей, о чем сообщило Управление ООН по Наркотикам и Преступления, несмотря на затраты США на борьбу с наркотиками в размере 7,6 миллиардов долларов США указывает на то, что повстанчество и терроризм, вероятно, будут процветать в ближайшем будущем.
Для противостояния этим угрозам, Казахстану и другим правительствам Центральной Азии необходимо пересмотреть свою национальную стратегию противодействия терроризму. Сотрудничество в сфере противодействия терроризму в рамках Организации Договора о Коллективной Безопасности и Шанхайской Организацией Сотрудничества имеет свои ограничения, поскольку не все центрально-азиатские правительства являются членами упомянутых выше организаций. Кроме того, эти стратегии, главным образом, были выработаны для противостояния терроризму в пределах самих государств-членов, но не других.
Исследования указывают, что интегрированная долгосрочная стратегия является эффективным способом борьбы с географически рассеянным и децентрализованным международным терроризмом. Эта всеобъемлющая стратегия состоит из двух частей: интеграция между участниками и интеграция с помощью политики.
Для Казахстана, мобилизация всех соответствующих сторон является ключевым фактором успешной борьбы с террористическими группами, действующими в одном регионе, но занимающиеся вербовкой людей из многочисленных регионов и получающие прибыль при помощи трансграничной торговли наркотиков. В число участников данной стратегии также входят такие международные организации, как ООН, региональные организации, правительства Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Афганистана, местные власти, лидеры местных сообществ и племен, а также гражданское сообщество. Упомянутые выше правительства принимали участие в различных многосторонних инициативах по борьбе с терроризмом. Однако те инициативы не учитывали привлечение местных сообществ и религиозных лидеров, которые находятся непосредственно на местах, знают о происходящем и расположены ближе к вербовочным и торговым сетям.
Интеграция стратегии противодействия терроризму с политическим, экономическим и социальным развитием является другой частью комплексного подхода. Недавнее заявление Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна достаточно хорошо отражает данный пункт, и оно было поддержано многими исследованиями, изучающие проблемы повстанчества и гражданской войны. По его словам, сильная армия не представляет наибольшую угрозу терроризму, наоборот политика привлечения, образование, уважение к правам человека, верховенству закона и рабочее места.
Есть два основных международных инструмента, через которые региональные правительства могут содействовать мерам, направленным устранению угроз для Центральной Азии.
Первым является - Глобальная стратегия борьбы с терроризмом ООН, и в частности Совместный план действий центрально-азиатских государств. Стратегия была единодушно принята государствами-членами ООН в 2006 году и является уникальным инструментом, который, впервые, позволил всем государствам договориться о единой стратегии борьбы с терроризмом. Совместный план описывает в общих чертах, как стратегия будет осуществлена в центрально-азиатском регионе. Однако одной из основных проблем внедрения стратегии стал медленный темп развития государств региона. Как отмечалось в отчете Центра глобального сотрудничества противодействия терроризму, стратегия была активно обсуждена в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, Женеве и Вене, но координация среди участников и политиков на национальных и региональных уровнях не оказалась столь же успешной. До настоящего времени было проведено несколько совещаний экспертов по вопросу внедрения Совместного плана в Центральной Азии, но координация между участниками и политиками была ограничена.
Другой – это Стамбульский процесс, который является повесткой дня регионального сотрудничества в вопросах безопасности и развития. Несмотря на то, что Казахстан участвует в различных мероприятиях по выработке меры по укреплению доверия в рамках Стамбульского процесса, формально он не является членом секции, занимающейся борьбой с терроризмом. Кроме того, как уже обсуждалось на конференции по региональной интеграции, торговля между малыми и средними предприятиями в странах Центральной Азии незначительна. Владельцы малого бизнеса просто не знают о существующих возможностях торговых компаний в соседних странах. Подключение участников частного сектора стран в рамках Стамбульского процесса и продвижение деловых возможностей могут потенциально уменьшить торговлю наркотиками, обеспечив альтернативные источники дохода.
Казахстан является второй по величине страной в Центральной Азии, конкурирующей с Таиландом в получении непостоянного места в Совете Безопасности ООН (СБ ООН) на 2017-2018 гг. Инициатива в борьбе с террористическими угрозами в Центральной Азии может стать плюсом к кандидатуре Казахстана для того, чтобы завладеть престижным местом на два года. Всеобъемлющая стратегия, которая способствует интеграции при помощи участников и политиков, может стать одним из способов уменьшения побочных эффектов американского вывода войск из Афганистана и растущих достижений Исламского государства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus