До очередных президентских выборов осталось всего 8 месяцев, а пульс партийно- оппозиционных телодвижений едва прощупывается. Правда, традиционно, чуть ли не на второй день после 7-летней давности выборов, правящая Народная демократическая партия (НДПТ), хотя и неофициально, но уже заявила свою позицию – ее кандидатом вновь будет действующий президент Эмомали Рахмон. И все эти годы работает на эту цель.
Остальные пока хранят стойкое молчание относительно своих президентских намерений – амбиций. За неимением других, считающаяся основным конкурентом действующего главы государства, Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), единственно, на что пока осмелилась, заявить о своем участии в выборах. Остальные ищут поводы, чтобы оправдать свое легко прогнозируемое поражение, в каждом, даже мелком факте, находят корни и след давления, зажима…
- Наша партия еще не определилась окончательно по выбору кандидата, но мы уже объявили, что будем участвовать в избирательной кампании, – заявил Саидумар Хусайни, депутат таджикского парламента и зампред ПИВТ. – А если другие партии хотят присоединиться к нам, мы готовы рассмотреть их предложения. Что касается работы по выборам, то мы пока воздерживаемся от активной публичной деятельности в этом направлении, зная о том, что, в отличие от других партий, нас за это могут обвинить в нарушении порядка предвыборной агитационной работы.
По словам С. Хусайни, партия активизировала свою работу во всех отделениях, проводятся различные мероприятия, что может послужить хорошим плацдармом для предстоящей работы по выборам.
- Но вместе с тем хочу отметить, что подготовку к предстоящим выборам мы ведем. У нас есть опыт проведения таких кампаний. А усиление деятельности нашей партии, хотя и не очень заметное для СМИ, правящая партия успела оценить, о чем говорит активизация работы в последнее время, – сказал зампредседателя ПИВТ.
- НДПТ хотя и неофициально, но, все же, объявляя свою позицию по выборам, внесла определенную интригу, но эта интрига не для оппозиции, – считает лидер Общенациональной социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров. – Да, правящая партия развернула широкомасштабную деятельность по подготовке к выборам. Но к каким? К недемократичным и непрозрачным выборам, к тоннелю без просвета? Чтобы еще раз зачеркнуть все принципы выборов и голоса избирателей? Власти боятся равноправных, прозрачных выборов. Тому яркое свидетельство – отказ изменить Закон о выборах в сторону равноправного создания избирательных комиссий от политических партий.
- Внесение изменений – абсолютно верно в смысле законности, демократичности и прозрачности выборов. Это вариант, к которому мы стремимся. Но и в противном случае участвовать в выборах имеет смысл, чтобы доказать «непорядочность» не выборов, а власти, организовавшей «непорядочные» выборы, – считает социал-демократ.
Компартия Таджикистана на выборах президента страны не будет вступать в коалицию с другими политическими партиями республики, заявил в ноябре 2012 года лидер коммунистов Шоди Шабдолов. Он подчеркнул, что КПТ также не намерена поддерживать единого кандидата в президенты от оппозиционных партий. По словам лидера Компартии, данное решение обусловлено идеологическими принципами. «Коммунисты по идеологическим соображениям никак не могут войти в коалицию ни с Партий исламского возрождения, ни с социал-демократами, ни с другими политическими партиями страны, – сказал Шабдолов. – Мы даже не можем выдвигать единого кандидата вместе с правящей Народной демократической партией, так как мы не признаем приватизацию государственных объектов, а НДПТ поддерживает такую политику».
У Демократической партии Таджикистана сейчас, после мучительного объединения (из 3 «платформ» создали одну партию), выборов нового лидера и признания его Минюстом, хватает своих организационных проблем. Тем не менее, Демпартия намерена выдвигать своего кандидата. Как сообщил новоизбранный лидер демократов Саиджафар Исмонов, уже состоялось первое заседание политсовета партии.
- Он рассмотрел вопрос активизации первичных ячеек партии на местах и принял решение расширить свой состав с 11 до 13 человек. Решением политсовета будет создан официальный сайт партии, а также будет возобновлено издание партийной газеты «Адолат». Мы примем участие в предстоящих выборах и выдвинем кандидата от своей партии. Кого именно, определит съезд.
Также о выдвижении своего кандидата на выборах сообщил представитель Партии экономических реформ, депутат Махмадшариф Нозимов. «На днях состоялось собрание партии, на котором были обсуждены вопросы ее деятельности, в частности и по подготовке к выборам. Наша партия будет участвовать в них со своим кандидатом».
Понятно, что когда молчат партии, за дело берутся эксперты, благо никакой ответственности за свои слова они не несут. То, что таджикские партии не делают громких заявлений, еще не значит, что они пассивны, считает политолог Парвиз Муллоджанов (это надо быть супер экспертом, чтобы увидеть в кладбищенской тишине партийную активность) . «Обсуждение идет, особенно в Партии исламского возрождения, Социал-демократической партии, а также среди демократов и в Компартии», – говорит политолог. Зная, что лепит «горбушку», сам себе поясняет.
- Почему мы еще не узнали их позицию? Видимо, они еще не пришли к единому мнению. Но, думаю, еще есть время для окончательного выбора позиции – будет ли объединенный кандидат, и если да, то кто. У Демократической партии много разногласий, и, возможно, они так и не смогут прийти к единому мнению. У социал-демократов есть лидер – Рахматилло Зойиров, и, скорее всего, однопартийцы его и выдвинут в кандидаты. На сегодняшний момент в Компартии я не вижу человека, которого можно было бы выдвинуть в качестве кандидата в президенты. ПИВТ, очевидно, о своем решении объявит скоро, на своем юбилейном съезде. Думаю, ПИВТ не будет выдвигать в кандидаты своего лидера Мухиддина Кабири. Дело в том, что в оппозиционных партиях понимают: результат президентских выборов уже предопределен и в выборной кампании оппозиция будет участвовать лишь для укрепления своего имиджа. Основной упор оппозиция сделает на парламентские выборы следующего года.
По мнению политолога Рашида Г. Абдулло, оппозиционные партии прекрасно понимают, что в предстоящих президентских выборах у них вряд ли есть возможность на равных соперничать с действующим президентом. Но и оставаться в стороне от этого политического события они не будут. По этой причине партии будут участвовать в выборах, чтобы быть в политическом процессе.
- Естественно, они будут предпринимать какие-то действия, делать критические заявления по предвыборной ситуации, по итогам выборов, но не более того. Об этом свидетельствует и высказывание лидера ПИВТ о том, что на выборах возможно выдвижение кандидата, даже не состоящего в Исламской партии. Прохождение в парламент для них более реальная задача, и оппозиция прекрасно понимает это.
Эксперт уверен, что никакого бойкота выборов не будет.
- Выборы выгодны оппозиционным партиям. Резкие движения нужны, когда ситуация обостряется. А в данном случае лучший вариант для оппозиции – принять участие в выборах и набрать необходимые баллы в этом процессе. Оппозиционные партии, особенно ПИВТ, стремятся достичь не сиюминутных результатов, а работать на перспективу. Мы видим, к чему привели резкие движения во многих странах Востока. Оппозиция также понимает это, и постарается избежать кризисных ситуаций.
Вообще, отличительная черта нашей оппозиции – критика властей без указания четких путей выхода из ситуации. Это «болезнь» многих оппозиционных партий. Возьмем последние события в арабских странах. Оппозиция приходит к власти, но не знает, что делать дальше. Страна постепенно погружается в глубокий кризис. В этом отношении грамотно сработала оппозиция в Иране, и сейчас мы видим, что, несмотря на долгую и жесткую блокаду страна держится, развиваются наука, культура, экономика. «В принципе, программы наших оппозиционных партий мало, чем отличаются от программы партии власти, с той разницей, что последняя что-то еще делает для страны, – говорил эксперт. – Я не вижу конкретной программы оппозиционных партий по тем или иным направлениям – по экономике, культуре, сельскому хозяйству, с цифрами, выкладками. Такого пока нет, и это демонстрирует слабость теоретической работы оппозиции. Они не предлагают народу что-то новое, чего нет у их оппонентов. Кто бы что ни говорил, а у правящей партии есть программа действий по всем направлениям, и они делают что-то».
Вслед за экспертами, предугадать, смоделировать предстоящую ситуацию взялись таджикские СМИ. Главный вывод: несмотря на некоторые опасения, особых трудностей СМИ ожидать не стоит. Надо отметить, что 2012 год для таджикских СМИ оказался трудным: нападения на журналистов и угрозы, блокировки интернет-СМИ, судебные иски в отношении СМИ и журналистов.
По словам руководителя радио «Озоди», журналиста Хуршеда Хамдама, искусственно созданные трудности могут серьезно ударить по имиджу государства. Власти должны избавиться от СМИ-фобии и создать к выборам демократические условия для них.
- Власти должны понять, что во всех обстоятельствах цель у СМИ Таджикистана одна – облегчить жизнь общества. Власти должны работать со СМИ, а не создавать трудности. Если правительство, власти хотят действительно показать мировому сообществу свободные и прозрачные выборы, они не должны отказываться ни от СМИ, ни от других сил, – считает Х. Хамдам.
Исполнительный директор медиахолдинга «Озодагон» журналист Хилватшо Ходжаев думает, что возможно усиление самоцензуры в СМИ.
- Может появиться критическое отношение к материалам, иногда – воздержание журналистов от острых материалов. Некоторые СМИ введут самоцензуру, – говорит он. – То есть давления может наблюдаться меньше, однако возможно появление самоцензуры.
В случае если журналисты будут относиться осторожно с фактами и аргументами, по словам Х. Ходжаева, не стоит опасаться особого, в связи с выборами, давления или ограничения.
- Журналисты не представляют собой какую-либо серьезную силу, которая может быть угрозой для правительства и выборов, и в связи с этим не могут оказаться под давлением, – считает журналист.
Председатель НАНСМИТ Нуриддин Каршибоев же полагает, что «сюрпризов» в «год важного политического события» можно «ожидать любых». «Журналистам будет очень сложно работать», – уверен он. Также, по его словам, к этим выборам сформировался еще один феномен – другое отношение общества к СМИ.
- Увеличение количества судебных процессов с участием СМИ свидетельствует о том, что общество более строго относится к СМИ как к средству информирования. Аудитория будет защищать свои права и интересы, – говорит он. – Деятельность СМИ в этом году будет под пристальным контролем.
Эксперт, профессор журналистики Ибрагим Усманов, считает:
- В период выборов особого влияния на СМИ не будет. Если нынешнее положение сохранится и будут кандидаты как на прошлых выборах, то необходимость влиять на освещение этого события отпадает. Сила СМИ обычно заключается в силе политических групп, на которые они опираются (которым симпатизируют). У нас нет влиятельных партий. В связи с тем, что нет сильных политических партий, представители которых могли бы претендовать на пост президента, нет и соответствующе настроенных СМИ. Если даже представить, что ПИВТ является влиятельной, вряд ли партия будет выдвигать кого-то.
По словам эксперта, есть также еще одна тенденция, позволяющая делать вывод, что усиленного контроля над СМИ в канун выборов не будет.
- Сегодняшнюю тенденцию СМИ можно назвать постмодернистской, – считает он. – Все СМИ связаны между собой. Наша национальная журналистика, международная журналистика и частная журналистика, доступная Таджикистану, – они все составляют общее информационное пространство. Скажем, материал определенной газеты может появиться в Интернете, на радио или ТВ. Поэтому значительного влияния со стороны власти на СМИ наверняка не получится. И если будут исходить из этого, будут стараться дать больше возможностей нашим СМИ высказывать то, что они хотят, так как это гораздо лучше, чем, если это же будет сказано извне.
Между тем, для всех партий появилась неплохая возможность проверить свои возможности и способности. Дело в том, что один из депутатов нижней палаты парламента назначен руководителем района, и по «его» избирательному округу предстоят довыборы.
Но уже стало известно, Партия исламского возрождения Таджикистана не намерена выставлять своего кандидата на выборах депутата нижней палаты парламента страны, которые намечены на 5 мая, об этом заявил заместитель лидера ПИВТ Махмадали Хаит.
«Мы считаем, что когда представители всех политических партий страны не допускаются к работе участковых избирательных комиссий по выборам депутата нижней палаты парламента Таджикистана, говорить о честности и прозрачности выборов не приходится», – отметил Хаит.
По его словам, представитель ПИВТ вошел в окружную избирательную комиссию по выборам депутата Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Таджикистана по Восейскому избирательному участку №39.
«Но судьба выборов решается не в окружных избирательных комиссиях, а в участковых избирательных комиссиях, где электорат непосредственно голосует», – подчеркнул Хаит.
И пока только демократы изъявили намерение выставить своего кандидата.
…Если кто заметил, в этой пространной заметке не сказано ни слова о гражданах, их чаяниях. Не случайно. Граждане (народ-избиратель) в Таджикистане на сегодня является лишь декорацией при техническом исполнении такого акта, как выборы…
Источник: http://ca-dialog.org
Правила комментирования
comments powered by Disqus