В понедельник в Берлине состоится готовившаяся с конца декабря встреча министров иностранных дел Украины, России, Германии и Франции. Если участникам удастся найти компромисс в разрешении ситуации в Донбассе, то сегодня же будет объявлена дата встречи президентов «нормандской четверки» в Астане. От берлинской встречи ожидают ответа на еще один вопрос: станет ли президент Казахстана Нурсултан Назарбаев основным посредником в урегулировании украино-российских отношений. До сих пор эту роль неформально выполняла канцлер ФРГ Ангела Меркель.
О посредничестве Назарбаева заговорили в конце декабря, когда казахстанский лидер посетил Киев, а затем отправился в Москву. В тот момент немецкая пресса со ссылкой на свои источники сообщила, что Назарбаев позвонил Меркель и выразил свое мнение по поводу ситуации. Подробности разговора не разглашались, как затем не были преданы огласке итоги личной беседы Меркель и Назарбаева в начале января. Президент Казахстана побывал в Германии с неофициальным визитом, а поэтому его пресс-конференция не была запланирована, пояснили прессе немецкие чиновники.
В этот период шла активная подготовка к переговорам в «нормандском формате». Президент Порошенко на итоговой пресс-конференции накануне новогодних праздников анонсировал встречу в Астане, сказав, что она предварительно запланирована на 15 января. Однако на сегодня украинские планы не подтверждены.
До последнего момента под вопросом была даже встреча глав МИД четырех стран в Берлине: немецкая сторона жестко поставила вопрос о том, что переговоры должны закончиться результативно, а не стать очередным мероприятием ради «галочки». Меркель на пресс-конференции 8 января заявила, что главной целью является выполнение всеми сторонами минских соглашений, достигнутых еще в сентябре. Она отметила, что не надеется на то, что переговоры глав МИД четырех стран позволят немедленно урегулировать ситуацию в Донбассе: «Что возможно - так это добиться зримого прогресса по одним пунктам и выработать надежную «дорожную карту» для других».
На прошлой неделе Меркель поговорила по телефону и с Петром Порошенко, и с Владимиром Путиным. По данным «Немецкой волны», российский президент поддержал идею встречи в Берлине, сказав, что путь к миру на востоке Украины лежит через «налаживание прямого политического диалога Киева с представителями Донбасса». Порошенко же передал через Меркель свой ответ: «Вопрос политического диалога с жителями Донбасса может быть реализован путем проведения местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей согласно украинскому законодательству».
Именно этот пункт закреплен в минских соглашениях, где сказано, что украинская сторона обязуется провести досрочные выборы местных органов власти на тех территориях, которые по состоянию на сентябрь контролировались ЛНР и ДНР. А Верховная Рада должна была принять закон о специальном статусе этих территорий: местная власть должна была получить широкие полномочия, но в рамках украинского законодательства и под управлением Киева.
Украинский парламент по настоянию Порошенко еще в сентябре принял такой закон, назначив местные выборы на 7 декабря. Однако самопровозглашенные республики заявили, что решения Киева им не указ. Они взяли курс на независимость и провели 2 ноября непризнанные украинской стороной выборы глав республик и парламентов ЛНР и ДНР. После чего Совет Нацбезопасности и обороны Украины обратился к президенту Порошенко с предложением внести в Верховную Раду решение об отмене закона об особом статусе. Однако до сих пор парламент закон официально не отменил, хотя де-факто он не действует.
С началом зимы власть ЛНР и ДНР неожиданно сменила тактику: если ранее самопровозглашенные республики не признавали украинский закон, то в последние месяцы потребовали от Киева выполнять его. По крайней мере, в той части, где сказано о финансировании Донбасса из украинского госбюджета. Украинская власть по-прежнему финансирует только те районы, которые находятся под ее контролем.
Порошенко в беседе с Меркель 10 января подчеркнул, что вооруженные силы ЛНР и ДНР, не признавая юрисдикцию Украины, не пропускают на свою территорию даже украинские гуманитарные грузы. Он также заявил о резком обострении ситуации в регионе в последние дни. «Президент сообщил о значительном увеличении количества военной техники и вооружений, которые поступили со стороны российской границы», - передала пресс-служба Порошенко.
Украинская сторона настаивает, что на территории самопровозглашенных республик находятся российские войска. Россия, в свою очередь, это отрицает. ОБСЕ фиксирует увеличение числа обстрелов в Донбассе и фиксирует применение тяжелого оружия. Перемирие – снова только на бумаге. При этом попытка провести два заседания Контактной группы по урегулированию на уровне Украина-ОБСЕ-РФ плюс представители ЛНР и ДНР не дала результата. Организованная 9 января видеоконференция, по информации украинского МИД, не позволила сторонам найти общий язык.
«В таких условиях от встречи в Берлине не стоит ожидать многого. Это – очередной промежуточный этап», - сказал «НГ» руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко. Он напомнил, что в конце декабря с инициативой о такой встрече выступил Назарбаев, в начале января в Берлине состоялись консультации представителей МИД Украины, России, Германии и Франции (а Меркель в тот момент пообщалась с президентом Казахстана). Бондаренко сомневается, что Назарбаеву удастся то, чего не смогла Меркель: «Он играет роль миротворца, в хороший момент выступает с правильными инициативами. Но это свидетельствует о том, что у Назарбаева профессиональные советники и помощники, которые помогают ему сохранять реноме мудрого политика». Политолог отметил, что ситуация в Донбассе так запуталась, что разрешить ее быстро не удастся никому.
«Сам по себе «нормандский формат» не позволяет поставить точку в конфликте. Ведь в переговорах не принимают участия представители тех сторон, от которых многое зависит, - США и самопровозглашенных республик. Допустим, министры в Берлине договорятся об отводе войск, линии размежевания, о каком-то особом статусе для отдельных районов Донбасса, а лидеры ЛНР и ДНР могут сказать, что решали без них и они это решение не признают. Что тогда делать? А даже если признают и согласятся провести выборы по украинскому законодательству – то как поступить Киеву, если на этих выборах победу одержат те, кого сейчас называют лидерами террористов? Они могут даже пройти в Верховную Раду – и как с ними будут в одном зале сидеть вчерашние комбаты? Кстати, есть еще вопрос – что делать с украинскими добровольческими батальонами, которые могут подчиниться тому или иному решению, а могут и не подчиниться? Вопросов слишком много», - сказал Константин Бондаренко.
В Киеве считают, что ответы на них могла бы дать встреча президентов. Но до сих пор неизвестно, состоится ли она. И если да, то насколько успешно Назарбаев сможет выполнить роль посредника между Порошенко и Путиным. Руководитель аналитического центра «Пента» Владимир Фесенко считает, что на сегодня все участники конфликта в Донбассе измотаны и заинтересованы в том, чтобы заморозить ситуацию. «Конечно, вариант замораживания конфликта – не оптимальный выход из кризиса, но это «меньшее зло», которое устраивает и Путина, и Порошенко, и Запад», - сказал он. Именно поэтому встреча глав государств в Астане все же может состояться. Но ее итоги в любом случае станут не точкой, а только запятой в противостоянии в Донбассе.
Правила комментирования
comments powered by Disqus