В последнее время в СМИ и в Интернете появилось много сообщений о новом этапе реставрационных работ по сохранению этих росписей Афрасиаба (http://ut.uz/cultura/pervie-rezulytati-masshtabnogo-proekta) и даже их переводе в 3D формат.
Но более детального описания их сюжетов и открытия до сих пор не приводилось. Поэтому мы решили рассказать нашим уважаемым читателям об этом подробнее. Итак…
В 1965 году произошло сенсационное открытие, ставшее очень важным событием в исследовании истории материальной культуры народов Средней Азии, - в Самарканде был открыт дворцовый комплекс с настенными росписями на городище Афросиаб, относящийся к доарабскому времени (VII в. н. э.).
А через 10 лет, в 1975 году были опубликованы фундаментальные монографии, посвященные их вскрытию, консервации, реставрации и исследованию их сюжетов. Эти книги уже стали раритетами. А оригиналы росписей хранятся в Музее Афросиаба в Самарканде.
Следует отдать должное этим книгам, и прежде всего их авторам: Л.И.Альбаум. «Живопись Афросиаба», ФАН, Ташкент, 1975., а также отдельный альбом иллюстраций «Росписи Афрасиаба», ФАН, Ташкент, 1976, А.А.Абдуразаков, М.К.Камбаров, «Реставрация настенных росписей Афросиаба», ФАН, Ташкент, 1975.
Книги эти - уникальный плод многолетней работы не только реставраторов, но и художников Р.Кривошей и А.Исламова, которые своим кропотливым трудом внесли вклад в расчистку росписей и снятие их копий. Настенная живопись Афросиаба стала ярким свидетельством высокого уровня развития искусства и художественного ремесла в Средней Азии. Ценность ее заключается еще и в том, что в ней аккумулированы многовековые художественные традиции, опыт, знания и жизнь далеких предков некоторых народов Великого шелкового пути.
Настенные росписи Афросиаба были выполнены преимущественно минеральными темперными красками, приготовленными на каком-то связующем растворе, по высококачественной лессовой и местами ганчевой подложке-основе, нанесенной поверх глино-саманной штукатурки стен.
В качестве связующего, клеющего вещества могли быть использованы растительный клей шереш (из корней многолетнего горного растения «сарчук» - Ammolirion Eremurus или Eremurus Spectabilis) или желтковая эмульсия. На основании прочтенной надписи и полного вскрытия зала исследователи считают, что сюжеты росписей отражают определенные исторические события.
На западной стене послы изображены в момент подношения даров, а на южной - во время движения к Самарканду. В левой (восточной) части южной стены схематически изображен Самарканд и 4 персоны, встречающие посольство из Чаганиана - государства в Тохаристане.
Собственно Чаганиан, в то время именовавшийся Ча-ган, занимал долину реки Сурхан (Чаганруд) и Гиссарскую долину. Главный город - Чаган находился юго-западнее современного Денау (городище Будрач), видимо, отсюда и шло посольство в Самарканд.
Прибывший в Самарканд посол являлся начальником канцелярии - дапирпатом правителя Чаганиана, известного позднее под титулом Чаган-худат. Посол сидит на желтой лошади и изображен больше чем в натуральную величину.
Он везет Вархуману - правителю Самарканда - принцессу, сидящую на слоне под балдахином, в сопровождении служанки, сидящей рядом с ней, и придворных дам, едущих на лошадях.
Посольство везет и дары - 4 белые птицы и богато украшенную лошадь.
Действительно ли разводили страусов в Сурхандарье – на юге Узбекистана?!
Особый интерес вызывают диковинные, очень крупные птицы, изображенные на росписях Афросиаба. (Смотрите их на фото выше - в Реконструкции процессии послов и изображения страусов (?) среди даров).
По мнению первых исследователей росписей В. А. Шишкина, это гуси или лебеди, а известный петербургский востоковед-лингвист В.А.Лившиц на основании прочтения надписей полагал, что - гуси. Судя по занимаемому ими центральному месту в картине это не простые птицы, а связанные с каким-то культом.
Известный ученый Л.И.Альбаум, посвятивший этим уникальным росписям несколько монографических исследований, считал, что на них изображены страусы. Он, в частности, писал, что по письменным и археологическим (М.Е.Массон) источникам самаркандцы знали о существовании страусов, считая их яйца диковинными.
Благодаря им известно, что владетель Кана (Самаркандского Согда), посылая свое посольство в Китай, среди прочих подарков преподносил императору яйца «верблюда-птицы», т. е. страусов. Так как в Согде страусы не водились, то согдийцы могли получить их только посредством других государств, из Аравии и Сирии. Вполне вероятно, что еще в VI— VII вв. страусы могли водиться в северных районах Ирана или Афганистана, как и во владении Фулуни (к северу от Босы - Персии).
По сообщениям хроник, есть птица, похожая на верблюда или лошадь. Возможно, она водилась и в Тохаристане (территориально – это юг Узбекистана, Сурхандарьинская область). В 650 году из Тохаристана в Китай прислали большую птицу «вышиной семь футов, ноги у нее как у верблюда, черного цвета, она имеет крылья, в день пробегает около 300 ли, может глотать железо». Если правитель Тохаристана мог посылать страусов в качестве дара, то посылка их из Чаганиана в Самарканд не может, на наш взгляд, вызывать удивления.
В своих ответных посольствах согдийские владетели посылали дары, изготавливавшиеся в Согде или полученные ими от других владетелей.
Так, в 713 году в Китай было направлено посольство с дарами, среди которых значатся «яйца верблюда-птицы». Видимо, они должны были, по мнению самаркандского правителя, поразить воображение китайского императора, как в свое время поразили его самого.
Правила комментирования
comments powered by Disqus