Кто стоит за созданием движения «Исламское государство» (Исламское государство Ирака и Леванта) и может ли эта группировка реально угрожать Таджикистану? Свою трактовку истории создания самой крупной террористической группировки изложил в интервью «АП» доктор философских наук, член Союза писателей и журналистов Таджикистана Давлят НАЗИРОВ.
- Давлят Назирович, вы длительное время занимаетесь изучением проблемы терроризма религиозных экстремистов, что вы можете рассказать об истории возникновения ИГИЛ?
- За созданием ИГИЛ стоит группировка «Аль-Каида в Ираке», которая была образована в 2004 году, т.е. через год после вторжения коалиции во главе с США в Ирак. Иракской ячейкой «Аль-Каиды» руководил иорданский боевик Абу Мусаб Заркави, который был убит в 2006 году. Его место занял Абу Хамза Мухаджир, который был уничтожен в 2010 году. После гибели Абу Хамзы Мухаджира ячейку «Аль-Каиды» в Ираке возглавил (с 2010 года) Абу Бакр аль-Багдади, 1972 года рождения, уроженец Ирака.
«Исламское государство» объявило своей целью создание государства на территории Сирии, Ливии и Ирака (ИГИЛ). Костяк организации составили более 10 радикальных групп, объединившихся вокруг местной ячейки «Аль-Каиды». Ядро ИГИЛ – это бывшие сотрудники политической разведки Саддама Хусейна, которых по милости американцев уволили.
Таким образом, ИГИЛ создана 15 октября 2006 года на базе ячейки «Аль-Каиды» в Ираке. 9 апреля 2013 года организация стала называться «Исламское государство Ирака и Сирии» (по другой версии «… и Леванта», «…и Шама»), поскольку боевики ИГИЛ включились в гражданскую войну в Сирии в качестве самостоятельной силы. 29 июня 2014 года в Шаме (Леванте) и Ираке объявлен халифат.
Противниками организации являются официальные власти Ирака и Сирии. ИГИЛ претендует на власть в 8 из 18 иракских провинций (мухафаз). Организация активна в Сирии, Ираке, Иордании и Ливане. ИГИЛ напрямую связана с «Аль-Каидой», финансировалась из «центрального бюджета» «Аль-Каиды», затем стала автономной и финансировалась теми кругами Ирака (суннитами), которые были заинтересованы в том, чтобы американцы покинули Ирак. Численный состав ИГИЛ - от 20 до 31 тысячи боевиков (данные ЦРУ на сентябрь 2014 г.).
- Насколько реальна их идея образования халифата?
- Дело в том, что идея образования халифата не нова. В истории ислама халифат был образован в 632 году, после смерти пророка Мухаммада (С). Слово «халиф» означает «заместитель Пророка». Халифат существовал до 1258 года. Последний халиф из рода Аббасидов Мустасим был обезглавлен Хулагу-ханом после захвата Багдада монголами.
В период существования халифата с 644 по 1258 год среди мусульман не было единства и взаимопонимания. Праведные халифы были убиты: Усман ибн Аффан - в 656 году, Али ибн Абу Талиб – в 661 году и т.д.
В дальнейшем в тот период образовалось еще два халифата: фатимидский в Египте (909-1171 гг.), омеядский в Кордове, Испания (756–1031). А Хасан ас-Саббах образовал свое государство, или княжество исмаилитов-низаритов, в горном замке Аламут (Северный Иран, 1090–1256), и низариты путем совершения терактов всех субъектов халифата держали в страхе.
В 1517 году халифат был восстановлен турецкой империей - султан одновременно являлся халифом, а в 1924 году упразднен президентом Турецкой Республики Кемалем Ататюрком.
После чего попытки восстановления халифата предпринимали в Саудовской Аравии, однако они не увенчались успехом.
Далее, в 1952 году палестинцем Такиюддином Набхани Фаластини (1909–1979 гг.) в г.Куддусе была образована «Хизб-ут-Тахрири аль-исламий» с целью распространения среди мусульман, проживающих в странах с разным государственным строем, идей создания исламского государства по типу халифата, с целью дальнейшего объединения этих стран и создания на планете единого унитарного, мощного исламского государства, которое будет жить по законам шариата.
Читателям известно, что в арабских странах, в России, Узбекистане «Хизб-ут-Тахрир» признана террористической организацией, а у нас в Таджикистане – экстремистской. Ныне руководителем «Хизб-ут-Тахрир» является сириец Умар Бакар Мухаммед, и его штаб-квартира находится в Лондоне.
Вместе с тем, идея халифата в 90-е годы исходила также от Усамы бен Ладена (1957–2011), бывшего руководителя «Аль-Каиды», образованной в 1988 году в Афганистане. Усама бен Ладен говорил, что к 2100 году будет образован халифат, объединяющий 54 государства, со столицей в Саудовской Аравии, куда им были включены все республики Центральной Азии.
В связи с этим салафиты-джихадисты из «Аль-Каиды», «Талибана», ИДУ, теперь и ИГИЛ, сражаются в Пакистане, Афганистане, Ираке, Сирии, Ливии с целью образования нового халифата. Поэтому идея образования халифата - это не изобретение Абу Бакра аль-Багдади, это идея бывшего лидера «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена и ее идеолога и нынешнего руководителя Аймана аз-Завахири.
- Как вы считаете, насколько обоснованно с точки зрения исламских канонов объявление халифом Абу Бакра аль-Багдади?
- Дело в том, что само слово «халифат» – означает объединение нескольких исламских государств в единое общее под названием «халифат». Абу Бакр аль-Багдади не имеет княжества, государства, не говоря уже о халифате, он лишь возглавляет группировку численностью около 30 тысяч боевиков с идеей образования халифата. Поэтому пока он не халиф, так как нет халифата. Это лишь мечта, о чем мечтал и Усама бен Ладен, и «тахриристы» мечтают. Против образования халифата выступают практически все арабские страны Ближнего Востока, в том числе и Саудовская Аравия.
- Какова реальность угрозы ИГИЛ для стран Центральной Азии, в том числе Таджикистана, о чем стали говорить как политики, так и аналитики, журналисты?
- Вот уже 24-й год нашей независимости, и весь этот период нас постоянно пугают, угрожают, предупреждают об угрозе вторжения религиозно-экстремистских, террористических организаций. В целом эти «угрозы и вызовы» нашему региону необходимы великим странам с целью решения своих геополитических проблем: одним - для размещения военных баз, другим - для транзитного использования нашей территории. Вдобавок к этому, мы, журналисты, исходя из этих надуманных «угроз», всячески утрируем факты, события.
Давайте подойдем реально: руководству нашей республики, в частности президенту Эмомали Рахмону, удалось достичь договоренности с лидером Объединенной таджикской оппозиции Сайидом Абдулло Нури, и 15-тысячная армия боевиков была разоружена; в годы противостояния нас ежедневно пугали тем, что на границе с Афганистаном готовятся к вторжению вооруженные до зубов талибы.
В апреле - мае 2010 года я находился в командировке в Афганистане и беседовал с одним из бывших полевых командиров движения «Талибан», который рассказал, что американцы несколько сотен проамериканских талибов из Вазиристана доставили в местечко Чордара, пригород Кундуза, часть из них разместили в населенных пунктах вдоль афгано-таджикской границы от Нижнего Пянджа до Дарваза. Они будут действовать только по команде американцев, сами самостоятельно никаких мер не предпримут, т.е. американцы их разместили вдоль границы Таджикистана с тем, чтобы руководство нашей республики стало более «сговорчивым», о чем я своевременно информировал президента республики и руководство Госкомитета национальной безопасности. Здесь хочу отметить, что мы не из пугливых. Президент Эмомали Рахмон прошел «огонь, воду и медные трубы», в каких только ситуациях он не оказывался: посещение Хоздеха (Афганистан) ради прекращения братоубийственной войны (11.12.1996 г.); непосредственное участие в освобождении заложников из числа сотрудников международных организаций, захваченных криминальными террористами - братьями Бахромом и Ризвоном Садировыми (февраль 1997 г.), и т.д.
В принципе, я сторонник объективной оценки ситуаций: «ни добавлять, ни убавлять», т.е. наши спецслужбы, силовые структуры должны быть всегда в курсе происходящих событий и при необходимости дать достойный отпор экстремистско-террористическим организациям и группировкам. А для этого у нас силы достаточно. Наряду с этим, Таджикистан - член ОДКБ, ШОС, и у нас дислоцируется 201-я ВБ РФ.
- Недавно некоторые высокопоставленные руководители на страницах СМИ заявили о якобы ненадежной охране наших рубежей с Афганистаном, т.е. об их «уязвимости» в плане как вторжения экстремистских группировок, так и наркотрафика.
- Мой принцип, как бывшего военного, а также ученого, по проблемам терроризма религиозных экстремистов заключается в том, что каждый должен заниматься решением той задачи и на том участке, которые сегодня ему доверены президентом страны, а каждый член общества должен заняться своим делом, в котором он компетентен.
Дело в том, что государственная граница охраняется по системе, которая введена у пограничников. Нигде, ни в одном государстве пока на линиях госграницы не построены солдаты-пограничники через 5,10, 20, 25, 30 метров, да и сил не хватит. У них есть закрытые посты, засады, специальные заградительные, как видимые, так и не видимые, системы. Пограничные наряды на границе можно заметить лишь на КПП, а во всех остальных случаях они не должны себя показывать, т.к. с сопредельной стороны также ведут наблюдение за нашими пограничниками.
Есть такой лозунг еще с советского периода: «Границу охраняет весь советский народ», т.е. имеется в виду участие лиц, которые живут вблизи госграницы. Наша задача - заинтересовать этих людей. Касаясь охраны госграницы нашей республики, на наш взгляд, наиболее компетентные мнения может высказывать только руководство Госкомитета национальной безопасности и Главного управления пограничных войск ГКНБ РТ.
- Возвращаясь к «Исламскому государству», что могло послужить созданию столь мощной группировки?
- Дело в том, что понятия «экстремизм» и «терроризм» до сего времени не имеют четкого определения. Все определения носят описательный характер. Причина в том, что терроризм ныне стал оружием в руках великих государств, т.е. геополитических игроков, и если через Совет безопасности ООН добиться определения понятия «терроризм», то геополитические игроки лишатся этого важного «оружия», используемого для решения геополитических вопросов.
Однако у меня есть свое определение терроризма. С моей точки зрения, «терроризм – это устрашающая форма политической борьбы, сопровождающаяся угрозами и актами насилия в отношении общества, видных политических деятелей, с целью наведения страха, ужаса, подрыва и ослабления существующего государственного строя, а также захвата власти».
Совершая террористические акты, террорист пытается подорвать авторитет руководства страны, стремясь навести ужас и страх на общество. Например, обезглавливание задержанных граждан США, Великобритании, расстрел российского гражданина, расстрел тысячи курдов, христиан, шиитов боевиками ИГИЛ – это наведение страха на руководство этих стран и лиц, которые смотрят эти телепередачи, одновременно демонстрация своих «способностей и бесстрашия».
Что касается ИГИЛ, совершения ими актов терроризма, то это в какой-то степени является ответной реакцией на политику государственного террора США, на их вторжение в Ирак, свержение законно избранного президента Саддама Хусейна под предлогом уничтожения химического оружия в этой стране, которого, как известно, в Ираке не оказалось.
Другое обвинение – это связь Саддама Хусейна с «Аль-Каидой». На днях (декабрь 2014 г.) ЦРУ рассекретило эти материалы и объявило, что Саддам Хусейн не имел связи с «Аль-Каидой».
Однако на самом деле именно ЦРУ США является инициатором образования «Аль-Каиды» в 1988 году в Афганистане, а ИГИЛ - это детище «Аль-Каиды».
- Как вы думаете, как можно решить проблему с «Исламским государством», как нейтрализовать их экстремистско-террористическую деятельность на Ближнем Востоке и заодно предотвратить угрозы, вызовы странам Запада, России, Центральной Азии?
- Способов и методов, при помощи которых можно было бы нейтрализовать деятельность ИГИЛ, немало. Один из них – это подключение к проблеме курдов. Они наиболее воинственные в странах Ближнего и Среднего Востока. Если ООН действительно намерена решить проблему борьбы с ИГИЛ, необходимо: во-первых, решить вопрос о статусе, государственности Курдистана. По большому счету это - геноцид курдского народа, который при населении более 40 млн в пяти государствах (Иран, Ирак, Сирия, Турция, Азербайджан) до сих пор не имеет своего государства. Во-вторых, освободить из турецкой тюрьмы их лидера Абдуллу Оджалана, который и возглавит Курдистан. Именно курды, курдские боевики способны стереть с лица земли ИГИЛ, как в 1818 году турецкой империи удалось стереть с лица земли ваххабитов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus