Акорда опубликовала новость, которая будет иметь благоприятный PR-эффект для имиджа Нурсултана Назарбаева. Официальная Астана распространила сообщение о состоявшемся телефонном разговоре Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева с Президентом США Бараком Обамой. Согласно этим сообщениям, стороны обсуждали ситуацию на юго-востоке Украины. Н. Назарбаев подчеркнул возможность деэскалации ситуации в т.н. «нормандском формате» (Украина, Россия, Германия и Франция). Помимо этого, Елбасы отметил, что санкции против России негативно влияют и на центрально-азиатский регион в целом, а также призвал к скорейшей их отмене. Действительно, санкционная политика противоречит нормам ВТО, а также либеральным принципам, о которых США так любят рассуждать в менторском ключе.
Обращает на себя внимание то, что Н. Назарбаев говорил не о Казахстане, а о центрально-азиатском регионе. Ранее Елбасы заявлял, что напрямую западные санкции не влияют на Казахстан. Так, 21 декабря 2014 г. Н. Назарбаев сообщил: «Напрямую на Казахстан эти санкции не действуют, но ничего хорошего нет, потому что Россия — наш основной партнер». Кстати, в сентябре 2014 г. руководство ведущего казахстанского аналитического центра КИСИ выступили с тезисом о минимальном влиянии антироссийских санкций на экономику Казахстане.
Тем не менее, экономический рост Казахстана по итогам 2014 года замедлился и составил 4,3 %. И хотя в целом это неплохой показатель, его замедление связывается, прежде всего, с низкой конъюнктурой мировых цен на нефть. В экспертном сообществе нет сомнений о том, что антироссийские санкции, действительно, оказывают влияние на экономику Казахстана. В чем же оно выражается?
Прежде всего, в том, что Россия является основным партнером Казахстана. А это значит, что наблюдаемая рецессия в российской экономике приводит к некоторому замедлению торговых и экономических контактов России и Казахстана. Также наблюдается снижение инвестиций в российскую экономику.
Более того, санкционное противостояние приводит к замедлению роста мирового ВВП, что также косвенно сказывается на Казахстане. Секторальные санкции, особенно в углеводородном сегменте российской экономики, ввиду значительной взаимосвязанности также влияют и на казахстанские углеводородные перспективы.
Помимо этого, значительный рост инфляции в условиях единого экономического пространства может повлечь за собой экспорт инфляции и в Казахстан.
Однако в целом влияние антироссийских санкций на экономику Казахстана сугубо негативным назвать нельзя. Как, впрочем, не следует и переоценивать характер этого влияния.
Казахстану после резкой февральской девальвации тенге удается держать на уровне национальную валюту. Ответные российские санкции позволяют Казахстану, особенно в сфере сельского хозяйства, активизировать дополнительные планы по экспорту сельхозпродукции на российские рынки. Таким образом, антироссийские санкции оказывают на экономику и политику Казахстана влияние, однако переоценивать его явно не следует.
За всеми этими экономическими аспектами стоит другой, скорее медиаэффект. Антиевразийски настроенные «эксперты» придумали очередную идеологему. Они называют экономику России – тонущим титаником, который может потянуть за собой экономики других стран.
На самом же деле Евразийский экономический союз открывает дополнительные возможности для стран-участниц по освоению российского рынка. Идет процесс приращения и формирования единого рынка. И хотя действительно, низкая конъюнктура цен на нефть оказывает серьезное влияние на экономики России и Казахстана, в остальном надуманности этой идеологемы очевидна.
Россия остается для Казахстана главным партнером. Перспективы межрегионального сотрудничества (около 10 субъектов Российской Федерации имеют торговые и экономические отношения с казахстанскими областями на уровне примерно в 1 млрд. рублей в год) – делают такое положение долгосрочным.
Именно это положение и стратегическая приверженность Н. Назарбаева евразийским договоренностям обуславливает стремление Казахстана поспособствовать нормализации отношений России и Запада. Учитывая опыт и авторитет Нурсултана Назарбаева можно надеется, что Казахстан сможет внести свой вклад в урегулирование этой проблемы.
В США же несколько иной взгляд на роль Астаны в этой конфигурации. Как показывают аналогии с Узбекистаном для Вашингтона та или иная центрально-азиатская страна интересна только как безусловной сателлит, или партнер в геополитике (без экономического базиса). Пока Вашингтон сохраняет абсолютно необоснованные надежды по поводу того, что Казахстан может выйти из ЕАЭС – он будет оказывать знаки внимания этой стране. Именно поэтому более актуальным является посредничество Н. Назарбаева в переговорах с Европой в «норманнском» формате, тогда как от Вашингтона надеяться на конструктивные инициативы, пока, к сожалению, не приходится.
Правила комментирования
comments powered by Disqus