Действующая на Ближнем Востоке террористическая организация Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) беспокоит власти и спецслужбы стран Центральной Азии.
Причина заключается не только в вербовке сотен добровольцев в нашем регионе, но в возможных планах организации дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии. На эти цели, якобы, руководство ИГИЛ выделило $70 млн для бригады «Мавераннахр», состоящей из набранных в нашем регионе добровольцев.
Редакция КирТАГ задала ряд вопросов на эту тему известному востоковеду, сопредседателю программы «Религия, общество и безопасность» московского исследовательского центра Карнеги Алексею Малашенко.
Какие интересы, помимо вербовки добровольцев, имеет ИГИЛ в Центральной Азии?
- Как вы сами сказали, во-первых, это — вербовка добровольцев. Во-вторых, ИГИЛ — это организация, которая претендует на международное влияние. Она ищет территории, где может зафиксировать свой авторитет и заявить о своем существовании.
С другой стороны, мощь этой организации и влияние на Центральную Азию пока не так велики, поэтому на скорые президентские выборы в Узбекистане ИГИЛ никакого влияния не окажет. Тем не менее, как в Кыргызстане, так, для примера, в Дагестане и Чечне, живет много людей, готовых ассоциировать себя с ИГИЛ. Это очень удобно для организации в плане демонстрации своего влияния.
Однако я могу сказать, что в настоящее время ИГИЛ не оказывает какого-то воздействия на религиозно-политическую ситуацию в Центральной Азии.
Все чаще появляются сведения об отрядах афганских талибов на границах с Центральной Азией. При этом имеется информация о наличии среди них отрядов ИГИЛ. Нужно ли ожидать совместных действий ИГИЛ с талибами в Центральной Азии?
- Появляется совершенно разная информация про отряды ИГИЛ — то они с пакистанскими талибами, то с афганскими. Эти сведения нужно проверить, потому что много слухов и журналистских домыслов. Необходимо анализировать совершенно противоположные точки зрения.
Если отвечать непосредственно на ваш вопрос, то он очень сложен, потому что есть разные талибы. Часть ориентируется собственно на Афганистан, желает прийти к власти и заняться афганским делами. Они, например, не будут заниматься экономическими реформами в Узбекистане, в других странах региона и как-либо распространяться на другие страны региона.
Есть международные талибы, которые близки по духу к ИГИЛ. Однако, важно узнать с кем конкретно ИГИЛ контактирует в Афганистане, чтобы говорить об их возможных совместных действиях.
Какой интерес ИГИЛ может испытывать непосредственно к Кыргызстану?
- Думаю, что определенный интерес к вашей стране ИГИЛ имеет. Вряд ли речь идет об экстремизме и терроризме, потому что взрывать никто ничего не собирается, это очень дорого и глупо. Но политика исламизации Кыргызстана — это другое дело.
Вот пример: если сравнивать Кыргызстан 90-х годов, когда я в вашем муфтияте исправлял грамматические ошибки на арабском языке, и посмотреть на нынешнее состояние, то это просто небо и земля. Действительно, в Кыргызстане сейчас есть ислам всех разновидностей, в том числе радикальный, который хотел бы усилить значение исламского фактора в стране.
Сейчас ситуация крайне неоднозначная и безумно интересная, поэтому я бы назвал четыре основных общественных течения в Кыргызстане. Первое имеет своей целью любой ценой сохранить независимость, второе ориентируется на нормальный западный мир, третья группа желает воссоединиться с Россией, четвертая — конечно же, исламская. Как они будут взаимодействовать между собой известно только Аллаху.
Какая из стран Центральной Азии является слабым звеном и где велик риск, что власть перестанет быть светской?
- Риск есть абсолютно везде кроме Казахстана. Узбекистане, как и в Казахстане грядет смена власти, но это разные государства с разными условиями игры и предпосылками. По поводу Кыргызстана — вы уже пережили два Оша, третьего не пережить, потому что потом сыграет свою роль исламский фактор. По поводу Туркмении, которая на вид кажется самым благополучным и спокойным государством, то это не так. Если в этом государстве начнутся проблемы, там выскочит такой ислам, всплеск которого трудно будет удержать.
Правила комментирования
comments powered by Disqus