Власти страны не устают искать новых инвесторов. Более того, думают получить консультации у немцев и японцев о том, как делать это максимально эффективно. Известно, что на апрель в парламенте запланирована серия слушаний о способах улучшения делового климата и создания инвестиционной привлекательности с учетом национальных интересов.
Намерения, безусловно, благие. Однако невольно напрашивается вопрос – а что же государство намерено делать со «старыми», уже осевшими в республике инвесторами? Или это какой-то новый маркетинговый ход по-кыргызски – одних привлечь, выжать, выбросить, потянуться за другими?
Речь пойдет о свободных экономических зонах, созданных решением правительства КР в 94-м году. До 97-го года СЭЗы практически не развивались, пока в страну не пришла корейская «Центрально-Азиатская корпорация по развитию СЭЗ в Бишкеке». Именно тогда о «зонах» заговорили, как об одном из крупнейших объектов привлечения международного бизнеса.
Инвесторов – членов одной из крупнейших корейских семей, основателей чеболя – корпорации, участвовавшей в экономическом взлете Южной Кореи, привлек в Кыргызстан Консул Кореи в КР Бернард Чой. Корейские бизнесмены, будучи на родине одним из крупнейших грузоперевозчиков и пользующиеся всенародным уважением наряду с государственной поддержкой, могли себе позволить риск принять участие в новом деле. Тем паче, что тогда, в 1997-м году, надежды были светлые и, казалось, корейское экономическое чудо можно будет воспроизвести в Кыргызской Республике.
Приняв участие в развитии и освоении новой для Кыргызстана инвестиционной модели, корейцы в течение 1997-2000 годов инвестировали в СЭЗ свыше 25 млн. долларов в инфраструктуру, ограды, дороги, офисы дирекции СЭЗ и офисы в СЭЗ «Ак-Чий». ЦАК трудоустроил свыше 1200 наших сограждан из разных областей страны. До сих пор старожилы СЭЗ с удивлением и добротой вспоминают пятиразовое питание, которое осуществлялось для сотрудников ЦАК, развоз сотрудников по домам, что осуществляется и по сей день.
ЦАК успела осуществить реконструкцию СЭЗ, построить парк «Фламинго», аттракционы которого, изготовленные под заказ с заводской гарантией, были приобретены в известной итальянской компании «Сартори» по цене превышающей 1,4 млн. долларов. Также ЦАК построила кирпичный завод, склад строительных материалов. Реконструировала выставочный центр – бывший ВДНХ. Озеленила огромную территорию СЭЗ. По просьбе Генеральной дирекции СЭЗ неоднократно предоставляла стройматериалы, автомашины, оборудование, денежные средства в кредит, в связи с чем у дирекции образовались существенные долгим перед ЦАК, многие из которых так и не закрыты. ЦАК же осуществила за свой счет огораживание территории СЭЗ.
Стоит особо отметить, что все, чем пользуется сегодня Генеральная Дирекция СЭЗ, построено в основном на деньги ЦАК, при небольшом участии других субъектов СЭЗ: это коммуникации, водопровод, электричество, офисы дирекции, офисы таможни, налоговой СЭЗ и посты охраны. На территории существующей сегодня инфраструктуры СЭЗ и в Бишкеке и в Ак-Чий была выжженная солнцем земля, пустырь. Озеленение и асфальтированные дороги, ограждения – тоже результат деятельности и финансирования ЦАК по письменным просьбам дирекции СЭЗ. А ведь все это должна была делать сама дирекция и за свой счет.
К 2000-му году ЦАК планировала построить пятизвездочный отель, аквапарк, полноценную туристическую инфраструктуру мирового уровня с привлечением инвестиций партнёров. Были достигнуты до сих пор пока не аннулированные договоренности с компаниями «Сартори» и крупнейшей гостиничной сетью «АКОР Групп».
Все шло как по маслу, пока с каждым годом депутаты отечественного парламента не начали пересматривать Закон о СЭЗ, вносить в него поправки, с каждым шагом ухудшающие условия для ЦАК. Постепенно СЭЗ из свободной экономической зоны превратился в зону особо жестких условий ведения бизнеса в Кыргызской Республике. Так, поправками 1998 и 1999 года СЭЗ заставляют огородиться от Бишкека, увеличивается количество проверок со стороны государственных органов, парализующих производственную и деловую активность субъектов СЭЗ, вводится запрет на торговлю продукцией СЭЗ внутри КР. Постепенно, вплоть до 2005 года, льготы субъектов СЭЗ урезаются, смысл СЭЗ называться свободной экономической зоной – исчезает.
Сознательно или нет, но ЖК, Таможня, Правительство КР и ряд чиновников начинают ухудшать экономическую обстановку, обвиняя СЭЗ то в падении курса сома, то еще в каких-то проблемах, на которые, по сути, загнанные в угол инвесторы точно не могли влиять. Что характерно, многочисленные комиссии приходят к выводу, что ЦАК не нанес урон экономике страны, а практически– спасал ее.
Тем не менее «охота на ведьм», устроенная против ЦАК в 2000-е годы, расстроила все инвестиционные планы, и партнеры ЦАК, видя такое отношение Кыргызской Республики, отшатнулись от проектов в СЭЗ.
Корейские же инвесторы, несмотря ни на что, продолжали искать других партнеров, другие источники инвестиций для проектов в СЭЗ, веря, что ситуацию еще можно изменить. Однако и 2004-2005-м году, и позже, в 2009-2010-м годах, кыргызская сторона продолжает оказывать давление и ухудшение условий ведения деятельности в СЭЗ, случаются и эпизоды с попытками рейдерских захватов. Бесконечная череда прокурорских проверок, финансовой полиции, депутатских комиссий изматывают инвесторов.
Отечественные чиновники, честь им и хвала, добились таки своего, и ЦАК сворачивает свои проекты и покидает республику. Возглас одного из руководителей так и остался без ответа: «Почему я виноват в том, что хотел процветания Вашей страны, вкладывал инвестиции, добросовестно платил налоги?! За что такое отношение?»
Что важно: по замыслу далекого 1994-го года, когда разрабатывался проект Закона о СЭЗ, Генеральная дирекция СЭЗ задумывалась как главная организация, которая брала на себя обязанности защиты прав инвесторов-субъектов СЭЗ. Ей поручалось создание самых наилучших условий для развития свободной экономической зоны. Но за все эти годы Генеральная дирекция СЭЗ прославилась тем, что только набирала кредитов у субъектов СЭЗ. При этом она была обязана регистрировать в государственном регистре участки и недвижимое имущество субъектов СЭЗ. Но если брать конкретно – самого крупного субъекта – ЦАК, то дирекция не то чтобы не помогла ей в юридических и иных вопросах, но даже воспрепятствовала ей в попытках осуществить регистрацию.
В 2012-м году в СЭЗ пришел новый директор – г-н Орозбек Нусувалиев. Один из первых приказов, который он издал, это требование об изъятии участков, закрепленных и переданных под аренду на 97 лет ЦАК. А, по сути, забыть об инвестированных порядка 30 млн. долларов. Кстати, плата за пользование участков исправно вносилась на протяжении 15 лет.
И это при том, что Правительство Кыргызской Республики и Правительство Республики Корея заключили ряд межправительственных соглашений, ратифицированных ЖК от 23 июня 2008 года за № 120, «О защите инвестиций», от 19 ноября 2007 года, закрепленное постановлением Правительства КР №35, 1.02.2008 г. Видимо, г-н Нусувалиев настолько уверен в себе, либо в тех, кто стоит за ним, что счел возможным взять на себя ответственность за нарушение всех межправительственных соглашений с зарубежным партнером. То есть отнять участки у ЦАК, не восстанавливая инвестиционные миллионные вложения.
Чем не рейдерский захват? А уж нарушение внутреннего законодательства КР, Закона «О инвестициях» в частности, это точно. Тем более, что обязательства ЦАК с самого момента ее основания исполняются неукоснительно. Например, за прошедший 2012-й год ЦАК выполнила свои обязательства перед дирекцией СЭЗ на сумму около 400 млн. сомов, фактически реинвестировав почти всю свои прибыль. При этом г-н О. Нусувалиев обвиняет ЦАК в желании (!) получать коммерческим путем прибыль. Сама логика инвестирования направлена на получение прибыли. Семья основателя ЦАК в Корее испытывает огромное недоумение, что ЦАК, наоборот, реинвестирует свою прибыль в Кыргызскую Республику, фактически не осуществляя возврат инвестиций. Соответственно слова г-на Нусувалиева О. в этих обстоятельствах, мягко говоря, возмутительны.
Что еще примечательно - г-н Нусувалиев завел традицию, как и его предшественники, проводить экскурсии для депутатов, общественности и иностранных делегаций по СЭЗ в той манере, которой хозяева демонстрируют свои владения. Но имеет ли он этические основания так делать, если сама земля СЭЗ принадлежит государству, а большинство инфраструктуры в ней построено ЦАК? Это абсолютный нонсенс. Директора СЭЗ осуществляют личный PR ,в основном за счет ЦАК. Это тоже не добавляет теплоты к настроениям инвестора.
Вот еще какой момент… Китайские инвесторы заинтересовались вопросом вложения инвестиций в гостиницу «Иссык-Куль» в Бишкеке. Об этом 5 февраля сообщил вице-премьер-министр КР по экономике и инвестициям г-н Тайырбек Сарпашев на брифинге в Бишкеке по итогам визита в Китай. При этом Нусувалиев намекает, что этот инвестор заменит ЦАК в СЭЗ Бишкек. Вызывает интерес вопрос, знают ли китайские инвесторы, что их может ожидать при инвестировании в СЭЗ Бишкек?
Интересна ситуация еще и тем, что в далеком 1997-м году один из корейских бизнесменов – членов «нашего» чеболя, приглашенный Правительством КР, посетил гостиницы «Аврора» и «Иссык-Куль». Тогда управляющим директором гостиницы «Иссык-Куль» как раз был г-н Нусувалиев. Отечественные чиновники рассчитывали на корейские инвестиции в эти гостиничные объекты, доведение их до международного уровня. Сам г-н Нусувалиев в интервью одному из отечественных СМИ упоминает этот случай словами: «…да, я сам их тогда выгнал оттуда, сказал – не нужны мне ваши инвестиции…». Зачем тогда вообще провозглашать стратегической государственной задачей при всех Президентах и Конституциях – привлечение международных инвестиций?
Корейцы тогда юмора Нусувалиева не поняли и приняли решение покинуть «гостеприимную» кыргызскую землю. Бюджет республики должен сказать спасибо первому гендиректору СЭЗ Ибраимову, который силой собственной харизмы, дипломатической и бизнес-хватки убедил таки инвесторов остаться и вкладывать в СЭЗ. Впрочем, сами корейцы, имеющие репутацию одних из самых благонадежных и успешных международных инвесторов в Южной Корее и всем Азиатско-Тихоокеанском Регионе, после об этом неоднократно пожалели, потому что сама история инвестирования в СЭЗ Бишкек – их, единственная неудача.
Смысл Свободной Экономической Зоны Бишкека сегодня утерян. СЭЗ Китая - «Шэньчжень», «Чжухай», «Шаньтсу», «Ся-омынь» - это зоны, где для инвесторов существуют самые льготные условия. В СЭЗ Гонконга, Тайваня. Республики Корея (Масан), о. Тайвань (Гаосюн), Малайзии (Пинанг), Филиппин (Багио), Сингапура (Джуронг) многие предприятия полностью освобождены от бюрократической волокиты и сложных налогов. Такие зоны есть также в Индии, Индонезии, Таиланде. В Сингапуре и городах Дубай (ОАЭ) инвесторы, имеющие стратегическое значение, на определённый срок полностью освобождаются от налогов и бюрократических проверок. Однако – СЭЗ Бишкек – это место, где компании проверяют более жестко и бесцеремонно, чем даже в материковом Китае или странах СНГ. Сегодня это – несвободная экономическая зона. Это является тревожным сигналом для инвесторов по всему миру. История ЦАК - как красный сигнал светофора для всех международных инвесторов с безупречной репутацией. И происходит это по вине государственной политики страны и по личной инициативе таких людей на ответственных должностях, как г-н Нусувалиев.
Настроения ЦАК делать бизнес в Кыргызской Республике и далее продолжать реинвестиции прибыли в СЭЗ уже начинают угасать. Ребром стоит вопрос возвращения осуществленных капитальных инвестиций, около 25 млн. долларов. По сути дела, ЦАК и рада бы полностью покинуть Кыргызскую Республику, но только после возмещения нанесенного ей ущерба. В случае же осуществления плана рейдерства со стороны новой дирекции СЭЗ, ЦАК остается только обратиться в международные суды.
В самой Республике Корея экс-консул Кореи в КР г-н Бернард Чой уже поплатился за то, что когда то привлек «чеболей» вложиться в СЭЗ Бишкек. Он убедил пойти инвесторов на риск, и после ухудшения условий ведения бизнеса в СЭЗ Бишкек и ряду потерь инвестиций Правительство Кореи наказало г-на Бернарда Чой, инициировав судебные разбирательства и осуществив заключение его под стражу. Такое у нас в стране пока кажется фантастикой. Наших чиновников за ухудшение инвестиционных условий и подвергание риску отечественных инвестиций никто пока не сажает. А ведь самое дорогое, что есть в деловом мире – это добрая репутация.
Источник: "Вести.kg"
Правила комментирования
comments powered by Disqus