Драматический ХХ век с его мировыми катаклизмами не обошел и Кыргызстан, за это время трижды менялось политическое устройство. Огромная череда событий: восстание 1916 года, революция 1917 и гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война, индустриализация, распад СССР и обретение независимости, когда целое поколение, выросших на советской идеологии людей, в одночасье оказалось в эпохе дикого капитализма, безусловно, отразились на жизни и мировоззрении граждан нашей страны.
Недолгий период независимости также был не самым благоприятным: революции, межэтнические столкновения, падение уровня жизни создало огромные, неконтролируемые потоки миграции, когда кыргызстанцы очутились в сопредельных странах на уровне людей второго сорта.
Безусловно, все эти события вызвали глобальные по своей сути изменения в мировоззрении и психологии кыргызов и нанесли сильнейший удар по традиционным ценностям народа. С этим согласен бывший госсекретарь, общественный активист и приверженец старинной религии - тенгрианства Дастан Сарыгулов.
«Практически все ценности, такие как гармония с природой, уважение к старшим, которые ставились во главу угла на протяжении веков, практически потеряны. Идет полное засилье других культур: западных и ближневосточных. Отсутствует национальная идеология идет потеря национальной памяти, что в итоге может привести к ассимиляции кыргызов», - считает Д. Сарыгулов.
Все это стало следствием резкого изменения поведения кыргызов, в обществе стал превалировать тип поведения, ориентированный на материальные ценности, особенно это можно наблюдать на мировоззрении и стиле жизни молодежи, которая проявляет столь несвойственные кыргызскому духу, приобретательство и эгоизм.
«Практически исчезло такое понятие, как ашар», - продолжает он.
По мнению одного из ведущих психологов страны Михаила Мунькина, нельзя говорить о единой системе ценностей для всех, так как общество делится на группы со своими ценностными координатами, но при этом изменения за годы независимости действительно глобально коснулись кыргызстанцев, в том числе и молодежь.
«Молодежь также разделяется на основе ценностей. Например, сильно выражена тенденция яппи – это идеология молодых людей, которые во главу угла ставят бизнес, у них стандартные классические ценности, например, к 30 годам заработать миллион долларов. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые хотят изучать технологии коучинга - личностного роста», - отметил он.
Однако при этом существует прослойка молодежи, у которой не сформирована своя система ценностей, что в свою очередь приводит к нигилизму.
«В результате появляется неверие в социальные институты, мнение, что суды продажны, и все можно купить. В свою очередь в ситуации нестабильности проявляется вещизм, когда молодежь начинает жить сегодняшним днем», - продолжил он.
Эксперт не считает, что отсутствие национальной идеологии так фатально для кыргызстанцев, особенно если у отдельных членов общества уже выстроена своя система ценностей.
«Нет ответа плохо или хорошо отсутствие такой идеи, ведь человек может построить свою систему на основе плюрализма ценностей. Однако, в этом случае существует серьезная опасность, когда общественное мнение можно повернуть в определенном направлении, используя простые технологии, например, паблик рилейшнз», - добавил М. Мунькин.
Картина вырисовывается крайне мрачная, но нельзя отрицать, что все чаще традиционные ценности начинают подменяться, а это оставляет человека «без руля и без ветрил». Один лишь пример участившихся случаев педофилии является тревожным симптомом, что в обществе «разладились механизмы». Современное положение, прямо иллюстрирует китайское проклятье «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен».
Однако, не все так однозначно, все в руках у человека и общества, ведь эпоха перемен, в отличие от застоя может помочь стране и нации обновиться. А китайский афоризм легко опровергается мнением японцев, что эпоха перемен наиболее благоприятна для восхождения.
Главное, каждый должен помнить, что ценности формируются родителями, обществом и социальными институтами, так как процесс этот комплексный, а если его не направить в нужное, позитивное и здоровое русло, то «свято место пусто не бывает». Тогда то и происходит подмена ценностей, глобальные изменения в мировоззрении, легко внедряется чуждая культура.
Правила комментирования
comments powered by Disqus