Ограничительные требования к кандидатам являются одной из основных проблем нынешней кампании по выборам в нижнюю палату парламента Таджикистана, которые назначены на 1 марта нынешнего года. Об этом говорится в отчете, который составлен на основе результатов мониторинга, проведенного Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности, таджикистанским общественным фондом «Нота Бене» и туркменской инициативой по правам человека, базирующейся в Австрии.
5 декабря прошлого года президентом республики Эмомали Рахмоном были назначены выборы в парламент республики - на 1 марта в нижнюю палату парламента и на 27 марта в верхнюю палату парламента.
«Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека признало, что в то время как поправки к закону о выборах, принятые в 2014 году соответствуют некоторым рекомендациям данной организации, другие рекомендации не были выполнены. Основные проблемы включают в себя ограничительные требования к кандидатам и ограничения на проведение предвыборных кампаний», - говорится в сообщении.
В связи с внесением новых правил об избирательных участках за рубежом «многочисленные таджикские трудовые мигранты, находящиеся на территории Российской Федерации, фактически будут лишены права голоса».
Правозащитники также отмечают, что продолжается практика блокирования вебсайтов по устному распоряжению властей. Многие сайты, которые подверглись массовому блокированию в начале октября 2014 года оставались недоступными в течение нескольких недель. Социальные сети были заблокированы незадолго до Нового года. В декабре 2014 года наложен временный запрет на публикации еженедельника «Нигох», что «наблюдатели оценили как цензуру».
«Новый закон о собраниях был подписан президентом страны в декабре 2014 года. Данный закон содержит положения, которые вызывают обеспокоенность в свете международных стандартов. Он требует от организаторов заранее получить разрешение на проведение собраний (вместо того, чтобы просто поставить органы власти в уведомление) и содержит другие положения, которые чрезмерно ограничивают право на свободу мирных собраний. В связи с призывом к митингу оппозиции в Душанбе в октябре 2014 года властями были приняты беспрецедентные меры безопасности, в то время как группа, призывающая к митингу, была объявлена экстремистской», - говорится в отчете.
Правозащитники также обеспокоены новым законопроектом об общественных организациях, который подготовлен министерством юстиции. Данный законопроект «подвергся широкой критике со стороны гражданского общества по поводу предложенных ограничений доступа НПО к финансированию».
«В соответствии с предлагаемыми изменениями, все гранты, полученные НПО из иностранных источников, необходимо регистрировать в государственном реестре. Гражданское общество также выступило с критикой в отношении отсутствия прозрачности в процессе разработки данного законопроекта, который в настоящее время находится на рассмотрении правительства. В ответ на критику представители НПО были приглашены для обсуждения законопроекта в декабре 2014 года», - говорится в отчете.
Авторы отчета также обеспокоены проектом закона об адвокатуре, который в настоящее время находится на рассмотрении парламента страны. «Существуют опасения, что этот закон может подорвать независимость адвокатской деятельности, в частности из-за нового процесса квалификации адвокатов. Рекомендации гражданского общества по этому поводу не были приняты», - заявляют они.
В начале января 2015 года известный в Таджикистане юрист Шухрат Кудратов был приговорен к девяти годам лишения свободы по обвинению в даче взятки и мошенничестве. Правозащитники предполагают, что основанием для выдвинутых против него обвинений «стала его работа по политически чувствительным делам, в частности, по защите бизнесмена Заида Саидова, и также его участие в деятельности оппозиционной партии». «Еще один адвокат Саидова Фахриддин Закиров был выпущен из-под стражи, где он находился несколько месяцев», - заключается в отчете.
Правила комментирования
comments powered by Disqus